Третий путь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Путешествие из Москвы на Соловки и обратно


Путешествие из Москвы на Соловки и обратно

Сообщений 31 страница 40 из 99

31

Sancho написал(а):

Мой римский профиль? Наполеоновский рост? Европейские шмотки? Дурманящий аромат D&G?

:D да ушш

Sancho написал(а):

желательно с пухлой барсеткой,

Саша, в каком веке были в ходу барсетки? они уж лет 10 антиквариат

Sancho написал(а):

На вологодской же земле сей сувенир с явным экстремистским содержанием

и в чем же неправильность содержания? по-моему, наглядное свидетельство единства тандема ))

Sancho написал(а):

расписаны в жизнерадостные цвета (желтый, лиловый, зеленый и т.д.)

вологодское бурано  :idea:

Sancho написал(а):

а в окнах одной избы мной были обнаружены стеклопакеты!

ааа, растет благосостояние деревни! нуславатегосподи!

32

Arial написал(а):

вологодское бурано

Точно! Надо было больше снимков сделать и совместную выставку организовать!!!

Arial написал(а):

неправильность содержания?

Об этом никто и не говорил. Чувствуется явный недостаток внесистеной оппозиционности. Рекомендую посетить ближайший День несогласных! ВЕЛКОМ!!!  :D 

Arial написал(а):

в каком веке были в ходу барсетки?

Это у вас они антиквариат, а на вологодской земле - актуальный тренд!  :crazyfun:

Отредактировано Sancho (2011-08-19 14:58:27)

33

Гора Маура

Гора находится сразу за деревней. Организованной экскурсии для восхождения на нее предусмотрено не было. Нас повел в лес теплоходный диджей.

В самом названии «Маура» звучит загадка, тайна древней истории переселения народов. В переводе с латыни, испанского, турецкого и славянского языков «Маура» - «Черная гора». Гора является частью национального парка «Русский север».

Особенностью территории национального парка является ландшафтное разнообразие (7 ландшафтных районов). Около 23 тысяч лет назад, когда изменился климат, ледник начал отступать, оставляя после себя первозданные земли с бесчисленными холмами, болотами и озерами. Льды отступали медленно. Только 15 тысяч лет назад территория полностью освободилась ото льда, земля покрылась талыми водами, образовалась сложная система водоемов. Многократные подвижки ледника и сформировали ландшафт Кирилловского района Вологодской области. Когда установился близкий к современному климат, образовалась водная сеть, оформились ландшафты, началось их освоение человеком.
http://photos.streamphoto.ru/d/5/7/54d27174872a70a277f213a51d54375d.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/0/c/1b1f26520ea0743dd48b721256fdec0c.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/8/a/a731bd9c54d640cb13575c8cfa0eda8a.jpg
При обустройстве тропы, ведущей на вершину горы, сотрудники национального парка обнаружили кремниевые орудия первобытного человека - отщепы. Археологи сделали вывод, что территория горы Мауры была заселена в эпоху неолита. К сожалению, следов древних стоянок мне обнаружить не удалось. Встречаемый по пути к вершине мусор был явно позднего происхождения и датировался приблизительно концом XX - началом XXI веков.

Две трети национального парка покрыто лесами.
http://photos.streamphoto.ru/6/9/7/0f05a1dffba3b7804de8da98c9ba6796.jpg
Лесо-образующими породами являются ель и сосна. Самая старая сосна, растущая на склоне горы, имеет возраст около двухсот лет. Лиственные породы парка представлены березой, ольхой, осиной, ивой. Подлесок составляют рябина, черемуха, крушина, калина, дикая яблоня. Здесь же можно увидеть широколиственные виды - липы, клены и вязы. Встречается редкая древовидная форма можжевельника.

В лесных массивах национального парка водится более ста видов животных. Самыми крупными млекопитающими из травоядных являются лось, кабан, бобр; из хищников - бурый медведь, волк, рысь, лиса. Часто встречаются: заяц-беляк, заяц-русак, куница, норка, ондатра, еж. К сожалению, никого из вышеперечисленных местных жителей мне встретить не удалось, кроме… муравьев!
Сильное впечатление на меня, городского жителя, произвели муравейники высотой в 1,5 метра.
http://photos.streamphoto.ru/b/9/d/7c4a33bc760b7a5311e25d5df8dadd9b.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/8/e/d6ba4d4fb73edb423418b3f8c3d1be87.jpg
На территории национального парка произрастает более 700 видов высших растений. Здесь уживаются сибирские, арктические и европейские виды. Растительность южного склона горы Мауры соответствует лесам южного Подмосковья, а северного - лесам притундровой тайги, то есть северу Архангельской области. Эти географические зоны удалены друг от друга на 2500 км. На территории парка произрастает 23 вида орхидей, из них 10 - на горе Мауре и ее окрестностях. Во время моего посещения парка великое растительное разнообразие было представлено… лютиками.
http://photos.streamphoto.ru/d/d/2/93c8b9ffb1abb322acdf2e27e2a682dd.jpg
Кроме того, что гора являет собой значительную часть национального парка, в 1397 году Маура сыграла важную роль в укоренении православия на Вологодской земле.

Дело было так.
В один из дней, а вернее, в одну из ночей, с иноком московского Симонова монастыря Кирилла случился острый приступ галлюцинации. Поскольку в те времена таких слов еще не знали, то все решили, что Кириллу явилась Богородица.

В ходе предварительного дознания и последующих протокольных допросов Кирилл стойко придерживался одной и той же версии, согласно которой во время чтения акафиста Пречистой, когда дошел он до слов: «Странное рождество видевши, устанимся мира и ум на небо преложим», внезапно услышал голос: «Ки­рилле, изыди отсюду и иди на Белоозеро, тамо бо уготовати мес­то, в нем же можеши спастися».

Кроме слуховых галлюцинаций бедняга Кирилл якобы увидел яр­кий свет, проникавший в окно кельи. Выглянув наружу, он уви­дел, что сияние якобы исходит с севера, где и находилось Белоозеро. Далее Кирилл в показаниях путался, лишь утверждал, что его охватила «Вели­кая радость»!

Каких-либо объективных доказательств потребления Кириллом расширяющих сознание веществ получено не было, посему монастырская администрация «спустила случай на тормозах». Но сам Кирилл произошедший с ним случай не забыл!

Вскоре после той удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт, совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север. Неугомонный Кирилл подробно расспросил Ферапонта о неведомом крае. Особенно интересовало его, есть ли на Белоозере места, пригодные для пустынножительства. Фера­понт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и навязался сопутствовать(!) Кириллу, не слишком убедительно мотивируя свое желание намерением уйти подальше от гламурной московской суеты.

Итак, летом 1397 года в этих местах поселились два мужика! На склоне холма возле большого камня они выкопали землянку, в кото­рой и прожили год! Что произошло дальше доподлинно неизвестно, но в 1398 году Ферапонт оставил(!) Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем.

В последствии этот случай оброс массой мистических подробностей и приобрел статус легенды!
Посему, в честь этого знаменательного события на горе у камня преподобного Кирилла, стараниями Епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, главы администрации района Н.Дьякова и отца Алексия был водружен крест и сооружена часовня в честь преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских - покровителей здешних мест.
http://photos.streamphoto.ru/f/1/8/b6bd92469a94ab890502ef3f7f64181f.jpg
Зимняя версия
http://photos.streamphoto.ru/f/f/0/4c1895efd9da9835abf9d0d636dca0ff.jpg
Надпись на часовне гласит: «Часовня во имя преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских (чудотворцев) воздвигнута на горе Маура откуда открылось им место указанное Пречистой Богородицей преподобному Кириллу...».
С камня, расположенного на этой горе, преподобный Кирилл якобы и увидел место, которое указала Богородица для основания монастыря. На камне остался отпечаток очень похожий на след босой человеческой ноги, приписываемый ему.
К сожалению, в настоящее время разросшиеся деревья полностью закрывают вид с горы на монастырь, расположенный всего в 7 километрах.   
А выглядит он так
http://photos.streamphoto.ru/b/4/6/27064f11a90c758fc3457327edc3364b.jpg
Как и положено камню, лежащему в таком примечательном месте, он исполняет желания. Видимо, чтобы мотивировать разомлевших от подъема на гору туристов, сражающихся с комариными полчищами, обитающими на склонах горы (в деревне комаров нет!), всем поднявшимся на вершину Мауры предлагается встать спиной к камню, загадать желание и бросить через левое плечо монетку (где-то я с этим уже встречался?!).

Если монетка останется на камне, то желание сбудется! При этом восторженным экскурсантам, жаждущим «сбычи всех мечт» сразу, рассказывается «поучительная» история о девочке из прошлого круиза(!), которая с упорством, достойным иного применения, многократно пыталась бросать монетку, но монетка, также с завидным упрямством, не желала оставаться на камне, а влекомая неведомой силой соскакивала с него на землю. Когда изможденную физическими упражнениями девочку спросили, что же такого невероятного она загадывает – девчушка гордо заявила: «Мир во всем мире»!!!

Приобщение к православным святыням продолжилось в Горицком Воскресенском монастыре.

34

Горицкий монастырь

Монастырь женский, православный. Расположен в Горицах на берегу реки Шексны.
http://photos.streamphoto.ru/8/f/9/1ffaf2497b5bdda2304e02b81bff69f8.jpg

http://photos.streamphoto.ru/d/9/6/f57ffe22ecb856297700ddb1d86a969d.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/8/b/2326efea550c5f98ecd69fe9616f1b8a.jpg

http://photos.streamphoto.ru/e/e/7/7830680e7096242215729802c8d457ee.jpg
Основан в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна Грозного.

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням, многие стали жертвами репрессий. После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. Когда его закрыли, монастырь был передан музею. Начавшаяся реставрация, так и не была закончена из-за недостатка средств.

6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим. В настоящее время в монастыре постоянно живут 10-20 насельниц. Настоятельница монастыря - игуменья Евфалия (Лебедева).
Примерно в километре от монастыря из-под земли бьет родник. По легенде он был открыт монахиней, которая случайно сдвинула один из камней, и поток воды устремился по направлению к монастырю. Чудесное открытие источника случилось 26 июня, в день празднования иконы Тихвинской Божьей Матери, в этот день ежегодно проходит торжественное богослужение и крестный ход на источник, где служится водосвятный молебен.

Монастырь, имевший славное прошлое, ныне прозябает в нищете, несмотря на то, что является памятником архитектуры федерального значения. Церкви закрыты строительными лесами, но хода реставрационных работ не видно. Ворота заколочены, входом в монастырь служит пролом в стене, возле которого висит надпись: въезд на территорию монастыря ЗАРЕЩЕН.
http://photos.streamphoto.ru/f/a/9/b04b968cb629b48d5f26d73b75b3c9af.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/5/c/5ccbc9c99816eb1a9f1df1f6587c6c5a.jpg
Не успели мы пройти через этот пролом, как вслед за нами въехал новенький «Рено-Меган», за рулем которого сидела ангельского вида девушка, замотанная в платок. Видимо монахини или послушницы обладают особыми привилегиями! Куда только смотрит движение «Синих ведерок»!?

Несмотря на явное отсутствие денежных средств, монастырь не торопится создавать для туристов комфортные условия, располагающие их к тратам и пожертвованиям. Профессиональные экскурсоводы отсутствуют. Историю создания и функционирования монастыря всем любопытствующим излагает т.н. матушка.

Нас она встретила внутри больничного храма, который был встроен в здание больницы, для того, чтобы больные и немощные монахини могли присутствовать на богослужениях, не вставая с постелей.

Дав возможность православным туристам закупить икон, монастырский квас и свечи, а также зажечь их возле особо понравившихся икон, она по-хозяйски прошлась по храму и потушила(!) все свечи, собрала их и сложила в коробку с огарками.

Немой вопрос, застывший на наших лицах, видимо заставил ее объясниться. Она торжественно сообщила, что свечи можно зажигать только во время службы. При этом заверила всех, только что купивших на ее глазах и по ее же совету зажегших свечи, что все они будут сожжены позже, когда сами туристы уже покинут монастырь!

Далее она в течение 30 минут чрезвычайно тихо, невнятно, путаясь в именах, датах и событиях, поведала обескураженным правилами сжигания свечей туристам историю монастыря.

Из ее сбивчивого рассказа я уяснил, что падение нравственности на русской земле началось с Петра I, который всячески притеснял монастырь. Окончательно безнравственность овладела Российской империей во времена развратной Екатерины II, которая отобрала у монастыря, принадлежавшие ему земли!

С тех пор жизнь монастыря трудна и беспросветна, поскольку богатые семьи не обеспечивают поступление в монастырь послушниц и монахинь.

Несмотря на это, монастырь продолжает трудный путь духовного возрождения и спасения заблудших душ. Примером этого, по словам матушки, может служить одна из послушниц, которая присылаемые ей деньги, не распечатывая конвертов, передает настоятельнице!

После столь обстоятельного рассказа, мы были выведены на монастырский двор, где нам был указан путь к святому источнику (наследнику того чудодейственного родника, что упоминался выше), представлявшему собой (вот неожиданность!) водопроводную трубу, торчащую из стены часовни!

Пока все богобоязненные туристки и примкнувшие к ним православные, заполняли святой водой, припасенные пластиковые бутыли, мной был обнаружен небольшой птичий двор.
http://photos.streamphoto.ru/8/e/4/c4300d6101410b3a469380728bc244e8.jpg
Среди индюков, петухов и куриц я обнаружил чету павлинов. Самец с роскошным хвостом оказался настолько пугливым, что дал деру, едва я вытащил фотоаппарат. Он категорически не желал попадать в кадр, но еще не знал с кем связался!
http://photos.streamphoto.ru/e/3/a/9fb20b95f9ccf0ca533df19b11630a3e.jpg
Со стороны это должно было выглядеть комично. Здоровый парень бегает вокруг вольера, в котором мечется одуревшая птица. Петухи, индюки, курицы и даже супруга истеричного хвостатого красавца взирали на все происходящее с олимпийским (хотя, в данном конкретном случае больше подойдет - монашеским) спокойствием. В итоге гомо сапиенс одержал победу.

Кадр был сделан и я с достоинством удалился, предоставив обитателям птичника обсудить во всех подробностях вопиющее хамство заезжего папарацци. Мне вспомнились наглые и надменные павлины, которых я встретил в саду Алькасара в испанской Севилье!
http://photos.streamphoto.ru/6/2/4/809d700e1a61feb5fc958fd1085da426.jpg
Они паслись возле музейного буфета и раскрывали свои хвосты, только получив угощение.       
http://photos.streamphoto.ru/7/9/d/9d08fe835416dd5866781156e4d99d97.jpg
В полдень мы покинули гостеприимные Горицы. На пристани нас провожала дружелюбная собачка.
http://photos.streamphoto.ru/7/4/b/661896e33dc72bb2b5fc072167445b47.jpg
А впереди было Онежское озеро!

35

Продолжаю свой рассказ после затянувшейся паузы

Путь к Онеге

Наш путь к Онежскому озеру лежал по реке Шексне, Белому озеру, рекам Ковжа и Вытегра, входящим в Мариинскую водную систему.

Мариинская водная система протяженностью 1145 км соединяет бассейн Волги с Балтийским морем. В советское время система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В.Ленина. Строительство было начато в 1799 году. 21 июля 1810 года было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе. Стоимость строительства составила 2 771 000 руб. Протяженность системы составила 1145 км. На пути следования (от Рыбинска до Санкт-Петербурга в среднем можно было добраться за 110 суток(!)) было 28 деревянных шлюзов.

Река Шексна - левый приток Волги, по одной из версий получивший свое название от финского словосочетания «пестрый дятел» - длиной 139 км берет начало из Белого озера, а впадает в Рыбинское водохранилище. Любопытно, что до середины XX века река имела длину около 395 км, но к настоящему времени ей удалось сохраниться как реке только на небольшом отрезке от поселка Шексна до г.Череповца. Верхнее течение реки затоплено Шекснинским водохранилищем, а нижнее - Рыбинским.
Ранее Шексна была богата рыбой. Ещё в XIX веке в реке вылавливали стерлядь и везли её в огромных бадьях на санях в Санкт-Петербург к царскому двору. В XX веке, особенно после строительства плотин, водохранилищ и Череповецкого металлургического комбината рыбные запасы реки значительно сократились.
Возле истока реки из Белого озера мы лицезрели живописные развалины.
http://photos.streamphoto.ru/e/1/0/2d047f57b8dc5ba3d01f8e99bb05701e.jpg

http://photos.streamphoto.ru/6/a/1/b35ed6a34bcbe1b98ff1c3309f5d31a6.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/4/a/f854a2d7bc0506b2c9bbff8022855a4a.jpg
Белое озеро, занимающее 7 место среди крупнейших озер Европы, с 1964 года входит в состав Шекснинского водохранилища. В настоящее время считается, что название озера является буквальным переводом с вепсского языка. Вепсы - малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России
http://photos.streamphoto.ru/f/5/f/ed67613ed11931645fa2b2cf836cdf5f.jpg

Река Ковжа впадает в озеро Белое, принадлежит бассейну Волги. Ковжа вытекает из Ковжского озера, но течет в естественном русле лишь первые 10 километров, образуя перекаты и порожки. В районе деревни Александровское Ковжа соединяется с Волго-Балтийским каналом. Участок Волго-Балтийского водного пути между Александровским и озером Белым проходит по зарегулированному и искусственно углублённому руслу Ковжи.
Внешне мне, никогда не бывавшему в Южной Америке, Ковжа напомнила далекую Амазонку. Пустынные берега, густо заросшие лесом; деревья, стоящие по пояс в воде; мутная вода глиняного оттенка - все это позволило разыгравшемуся воображению перенести меня через половину земного шара, но не надолго.
http://photos.streamphoto.ru/a/d/e/1ba1b17f9e5cb70c606e431111779eda.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/9/7/086372d15a5c9c72a3dc2cc1f8f4f797.jpg

http://photos.streamphoto.ru/b/3/d/7f27965b7368f6fe41b42fb02d7fbd3b.jpg

Вытегра вытекает из Маткозера, впадает в Онежское озеро. Длина реки 64 км. Вытегра зарегулирована многочисленными шлюзами на всем протяжении, соединена с рекой Ковжа. На берегу реке стоит одноименный город, в котором мы по воле высших сил пробыли 5 часов. Неожиданно для меня оказалось, что Вытегра – город призрак! Но, об этом позже.
Перед нами раскинулось Онежское озеро.
http://photos.streamphoto.ru/9/e/2/d136462330a6c0b11e2b94f3524772e9.jpg

http://photos.streamphoto.ru/b/2/0/3218f02eaad12c72d50b5b22d4c8002b.jpg

В ранних русских памятниках письменности Онежское озеро упоминается как Онего. Происхождение названия неизвестно. Вероятно это древнее, дофинское происхождение названия озера.
Онежское озеро - второе по величине озеро в Европе после Ладожского. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана. Длина озера с юга на север - 245 км, наибольшая ширина - 91,6 км. Средняя глубина - 30 м, а максимальная - 127 м. В Онежское озеро впадают около 50 рек, а вытекает только одна - Свирь. Общее количество островов в Онежском озере достигает 1650. Одним из известнейших является остров Кижи. Куда мы и держали свой путь!

Отредактировано Sancho (2011-09-06 19:49:13)

36

Sancho написал(а):

В Онежское озеро

отец Онуфрий обходил Онежское озеро... )))))

Sancho написал(а):

Горицкий монастырь

силуэт с воды хороший у монастыря

37

развалины действительно живописные

38

menager написал(а):

развалины действительно живописные

Arial написал(а):

силуэт с воды хороший

Всем спасибо! Воодушевленный вскоре продолжу  :)

Отредактировано Sancho (2011-09-07 15:26:12)

39

23 июня 2011 года. Кижи

Утро в Онежском озере встретило нас прекрасной погодой. Предсказания нашего диджея о том, что в Кижах нас ждет облачная погода и 15 градусов тепла не сбылись - небо было безоблачно, в лучах палящего солнца нежились те, кто желал приобрести средиземноморский загар (описывалось выше).

С палубы мы наблюдали за многочисленными островами, появлявшимися справа и слева. Вот и остров Кижи приветливо взмахнул 22 куполами Преображенской церкви.

http://photos.streamphoto.ru/7/c/6/242c0db07b4a47d8eb3bd49c5542c6c7.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/9/4/4dfcc77374022e6a6a0f65775928f49a.jpg

http://photos.streamphoto.ru/f/d/b/506b0916e4840f4da677d9c5b21fbbdf.jpg

Как известно, на острове находится всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII-XIX веков, окруженных единой оградой - реконструкцией традиционных оград погостов. Также на острове расположено несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт острова Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).

http://photos.streamphoto.ru/d/c/2/35561967a94b5dc77eef44cc6f9772cd.jpg

http://photos.streamphoto.ru/9/b/7/f492e0495ada6594128f11d5af44a7b9.jpg

История острова Кижи уходит в глубо­кую древность. На протяжении многих столетий на землях Карелии формировался своеобраз­ный сплав финноязычной и славянской культуры. В период с XI по XV век история Кижей была частью истории Новгородской республики. Влияние Новгорода способствовало христианизации северного края. Земли окрестностей острова Кижи находились во владении восьми новгородских бояр, в том числе знаменитой Марфы Борецкой.

В 1478 году все новгородские владе­ния вошли в состав набравшего силу Мос­ковского государства. Новые московские земли делились на пять провинций-«пятин», в состав которых входили округа-«погосты». Земли острова Кижи и его ближай­ших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста. После присоединения новгородских земель к Москве было сде­лано их описание и составлены так назы­ваемые «Писцовые книги».

«Погост Спас­ской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние до­кументы не сохранились. В писцовых книгах Заонежской половины Обонежской пятины XVI века владельческие поселения, центры бывших новгородских вотчин носят стандартное название Большой двор. На острове Кижи книги 1563 и 1583 годах называют три таких поселения.
В 1714 году на острове Кижи был построен величественный Преображенский собор.

1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». На остров, помимо существующих на своих первоначальных местах построек, было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек деревень из Заонежья и других регионов Карелии. В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1993 году указом Президента России архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Сойдя на берег и слегка углубившись в перелесок (несмотря на то, что соседние острова сплошь покрыты лесами, на самих Кижах растут лишь отдельные деревья), я отчетливо осознал, что Кижи - заповедник.

http://photos.streamphoto.ru/b/2/8/706c1776e4252c868c814edbdcd9b82b.jpg

http://photos.streamphoto.ru/a/7/2/c9dc24df4b4e1f524c28191e87fa427a.jpg

http://photos.streamphoto.ru/b/4/6/7bbaf5e2847d48edb638d5a41826464b.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/a/7/195f9565be8041daed8ab0030735a7a7.jpg

Мою проницательность подтвердила обыкновенная сосна, возле которой красовалась табличка, гласившая, что передо мной действительно «Сосна обыкновенная»!

http://photos.streamphoto.ru/e/c/8/36360169d43a30e36c31eeb17f7e58ce.jpg

Неподалеку росли две совершенно одинаковые березы. Однако таблички возле них утверждали обратное. Это - два совершенно разных представителя флоры: береза пушистая и береза повислая!

http://photos.streamphoto.ru/c/0/8/a7bb6bb4b6dcb6724710744f6873180c.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/1/f/b6cf0a7966b54e8cbbcbfd0302eaaf17.jpg

Курить на территории заповедника, кстати, нельзя!

На этом открытия не закончились! Мой путь лежал мимо общественного туалета, обозначенного на схеме буквами «Эм» и «Жо». Что заставило меня заглянуть в него: природное любопытство или естественная потребность?

Открыв дверь, я мгновенно забыл, зачем я это сделал. Причиной тому было яркое подтверждение того, что Кижи являются культурной достопримечательностью мирового масштаба, посещаемой в массовом порядке иностранными туристами!

На задней стенке туалета, как говорят французы, провансальской модели (кто был, тот понимает, о чем идет речь) красовались отчетливые надписи на немецком: Гитлер - капут!, и на английском: Янки, гоу хоум!

http://photos.streamphoto.ru/f/2/e/fd88513ad3c96d93fdfde25ea62bae2f.jpg

Высказываний аналогичного характера в адрес франко- и испаноговорящих туристов мной обнаружено не было. Видимо претензий у местного населения к ним еще не накопилось. Меня в очередной раз восхитила великорусская гордость родного народа - бедного, но не сдающегося на милость проклятым империалистам!   

Иностранная речь в Кижах слышна гораздо чаще родной. По крайней мере, так было в этот день. Маленькими  аккуратными группками импортные старички и старушки семенили за своими гидами, поминутно восхищаясь окружающим пейзажем и посекундно щелкая своими мыльницами. А восхититься было чем!

Кижи всегда производили на меня сногсшибательное впечатление. Будучи здесь уже второй раз я, тем не менее, вновь впал в магический транс.

Надо мной в голубую высь взмывали чайки и серебряные маковки церквей.

http://photos.streamphoto.ru/d/7/5/0b57c11b627c5c0d4f10c3b053d9e57d.jpg

http://photos.streamphoto.ru/9/0/3/8657dc9c07bf98b1d4441ee33ce01309.jpg

На душе становилось светло и радостно. Возникало настойчивое желание бросить все и остаться в этом замечательном  месте навсегда. Поборов приступ сопливого восторга, я взял фотоаппарата на изготовку и принялся обследовать окрестности.

http://photos.streamphoto.ru/6/f/7/8a4af8deda2064c111878b27b04187f6.jpg

Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб (восьмерик) с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света.

http://photos.streamphoto.ru/c/a/0/d81ce970615a122b26852a036bf390ac.jpg

[i]Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков (переходные четверики) и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Церковь увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей.

Главки Преображенской церкви выполнены по тесаным кружалам и журавцам. Крыша трапезной - стропильная. Из трапезной в церковь ведут центральный и два малых боковых дверных проема (в северном и южном приделах). В северном приделе трапезной сохранилась входная дверь с галереи колокольни, ныне не существующей.

Иконостас Церкви Преображения Господня представляет собой деревянную резную позолоченную раму с включенными в нее иконами. Иконостас четырехъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: предполагается что она была создана во 2-й половине XVIII - начале XIX века.

Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы: «Преображение» и «Покров» датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Церковь Покрова Богородицы принадлежит к уникальному типу многоглавых храмов. В плане она представляет из себя вытянутый многоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Пропорциональное решение анфилады: сени, трапезная, молельня и алтарь является традиционным.

http://photos.streamphoto.ru/7/8/8/2d8a8580c62f04cff95a76ca579bf887.jpg

Вытянутый по горизонтали объем сеней и трапезной, перекрытый двускатной крышей безгвоздевой конструкции, примыкает к центральному объему собственно церковного помещения, образованного»восьмериком на четверике» и перекрытого восьмискатной крышей с девятью главками на маленьких, рубленных «в лапу», восьмериках. С востока пятигранный сруб алтарной части перекрыт крышей в форме «бочки» с алтарной главкой. С запада к основному объему примыкает одновсходное крыльцо на столбах, перекрытое двускатной асимметричной крышей.
Ныне существующий иконостас Покровской церкви собран в 1956-59 гг. из Заонежских икон XVII-ХIХ вв. на реконструированных тяблах, расписанных травным орнаментом по белому полю. Часть оригинальных икон Покровской церкви, упоминавшихся в описях ХIХ в., утрачена.

http://photos.streamphoto.ru/9/6/6/f256809df093fad54d2b85f570334669.jpg

Композиция колокольни решена по традиционной схеме: «четверик на восьмерике» с высоким в 2/3 высоты сруба четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом. В плане квадратный четверик разделен двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объем сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса.

http://photos.streamphoto.ru/8/d/d/8e508a789ddf1f37904ea8d195793dd8.jpg

http://photos.streamphoto.ru/c/e/2/a2ef2b817c8ed66b1b28ce067d5012ec.jpg

Со времени последнего моего визита кое-что изменилось. Обе церкви находятся на реставрации и частично обнесены строительными лесами. Преображенская церковь к тому же огорожена забором - подойти к ней невозможно. Зато по-прежнему можно войти внутрь Покровской церкви, где кроме деревянного алтаря можно ознакомиться с выставкой икон т.н. северной школы (в помещении трапезной).

Иконы отличаются от традиционных скромными цветами и наивностью образов. Мое внимание привлекло изображение страшного суда в исполнении неизвестного мастера, представившего это знаменательное событие в виде комикса с соответствующими подписями.

Сама церковь находится в состоянии перманентной реставрации. Изучается состояние бревен, сгнившие заменяются новыми. Результат выглядит диковато, но симпатишно. Результат напомнил мне полость рта после основательного визита к стоматологу, видимо еще сохранились воспоминания о посещении этого врача накануне поездки.

http://photos.streamphoto.ru/c/f/4/c7014dd0cd4c29682e51cff6266364fc.jpg

http://photos.streamphoto.ru/7/7/c/0e01875b06011259dca2e63c82135c77.jpg

Кроме церквей и погоста (в данном случае погостом называют не кладбище, как многие, в том числе и я, подумали, а административную единицу), можно ознакомиться с повседневным бытом жителей северных деревень.

http://photos.streamphoto.ru/7/1/8/5b6132a27adab4f84e25119db7e89817.jpg

http://photos.streamphoto.ru/d/c/2/3adf91014d2635c602e4f294c5f632cd.jpg

http://photos.streamphoto.ru/d/e/a/b867cf238baab7bba90e73895acf2aed.jpg

На севере, видимо, из-за недостатка населения деревней назывался даже один двор, в котором жило несколько поколений семьи. Жили они все в одном огромном (даже по современным меркам) доме, где каждому отводился свой угол: старикам и детям потеплее - на печке, остальным на лавках вдоль стен или вовсе на полу. Кровати в этих местах стали появляться лишь в 17 веке. Ежедневная жизнь простых людей, не знавших рабства (крепостное право на этих землях не существовало) была подчинена строгим правилам, обусловленным социальным статусом, семейным положением и временем года.

Человеку в 21 веке странно слышать о том, что 40 дней в году женщина была обязана ткать (по 14 часов в день), что рыболовные сети было принято коптить (!), а чай пили только мужчины (женским напитком считался - кофе!).

Отрадно было услышать о сохранении преемственности привычек наших далеких предков. В те времена, если парень мог позволить себе купить сапоги из лайковой кожи, то считался завидным женихом. Так и сейчас, если парень идет по улице в лайковых сапогах, купленных в ЦУМе, то девушки бросают на него многозначительные взгляды. Только сегодня в их глазах кроме интереса появилась еще и тревога: вдруг у парня уже есть ... другой парень?!  Прогресс! Раньше эту проблему решали проще. Если парень был «занят», то подворачивал голенища своих модных сапог. Может и сегодня стоит перенять этот обычай?!

Помимо двух крестьянских дворов в Кижах можно увидеть действующую мельницу и самую первую (как утверждают гиды) деревянную православную церковь, построенную в этих северных местах греком!

http://photos.streamphoto.ru/f/c/f/2f5ba0104171dfdca5401645ec6e4fcf.jpg

Долгое время считалось, что сие событие произошло в 14 веке, но недавно ученые сошлись во мнении, что церковь относится к веку 16-му. Это открытие нисколько не умаляет очарования маленькой деревянной церквушки с серебристой маковкой, в одночасье помолодевшей по воле ученых мужей на 200 лет.

http://photos.streamphoto.ru/9/8/a/12e0fec312c63d29db7cf670fff22a89.jpg

http://photos.streamphoto.ru/e/2/b/fe776152b2b44c7dbb49db3ea9240b2e.jpg
Как известно, одной из восхитительных особенностей Кижей является тот факт, что все деревянные постройки сделаны без единого гвоздя! Интересно, что сделано это было не умышленно (дабы понты свои древнерусские потомкам показать), а по бедности и необходимости. Гвозди в те времена были все сплошь кованные, продавались поштучно и стоили баснословно дорого. Вот и приходилось экономить!

Осмотрев все местные достопримечательности, насладившись природными красотами и посетив сувенирный магазин, мы вернулись на борт с намерением продолжить наше путешествие.

P.S. Отца Онуфрия мы, кстати, так и не обнаружили. Видимо влекомый обнаженной Ольгой, он был в этот день в другом месте.

Отредактировано Sancho (2011-09-10 15:25:14)

40

Sancho написал(а):

Курить на территории заповедника, кстати, нельзя!

значит, не поеду! )) хотя, конечно, Кижи роскошны.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Путешествие из Москвы на Соловки и обратно