Третий путь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Коломна: в гостях у Куприна


Коломна: в гостях у Куприна

Сообщений 1 страница 10 из 46

1

Коломна: в гостях у Куприна

Намедни был в гостях у Зинаиды Ивановны Нат в Коломне. Её домик стоит в самом центре коломенского Кремля – ул. Лазарева, 10 – и из его окон видны Успенский кафедральный собор с его зелёно-золотыми луковками, белая громадина Успенской шатровой звонницы, а наискосок – Ново-Голутвинский монастырь. Домик Зинаиды Ивановны тоже зелёный, очень нарядный, с белыми резными окнами. Хозяева дома были столь любезны, что позволили заночевать. Всего за 2000 рублей. Зинаида Ивановна замужем. Супруг её – Станислав Генрихович Нат, местный лесничий. Вообще-то, в девичестве Зинаида Ивановна была Куприна. Доводилась родной сестрой Александру Ивановичу Куприну. Да, тому самому, который "Гранатовый браслет". Он часто гостил здесь в 1911-1913 годах. Его мы, понятное дело, не застали. Зато спали в той самой комнате, в которой некогда бывал и он...

http://sh.uploads.ru/t/bkgeP.jpg

http://sh.uploads.ru/t/bqiN1.jpg

http://sh.uploads.ru/t/KUSGI.jpg

В Коломне есть и настоящие гостиницы – с кучей номеров, горничными и завтраком. Но мне втемяшилось поселиться именно в Доме Куприна. Ныне, собственно, это эдакая коммуналка на несколько хозяев, но три комнаты расположены отдельным блоком с отдельным входом и с весны сего года сдаются. На выходные все они оказались заняты, но соседей наших мы не видели, хотя поздним вечером и утром какие-то шаги за нашей дверью слегка слышали. Дом категорически противопоказан людям с большими претензиями к комфорту. Всё очень просто, проще, наверное, не бывает. Хорошо, что хоть удобства не на улице. Ванная комната с душевой кабиной общая и вполне прилична, имеется и кухня, но мы ею не пользовались. В комнатах чисто, хотя уюта и изыска здесь нет – мебель собрана по принципу "с мира по нитке" и это даже далеко не Икея. Но одну ночь можно и не поснобствовать, ибо всё окупается потрясающим видом из окна как поздним вечером, так и ранним утром, когда вдруг сам собой просыпаешься часов в пять-шесть и вдруг улавливаешь, что откуда-то с улицы доносится тихое дивное песнопение. Настолько еле слышное, что в полусонной голове всплывает мысль - а не причудились ли сии звуки? Нет, не причудились. Подымаешься, выглядываешь в форточку и точно - из Ново-Голутвинского монастыря мелодика...

http://sh.uploads.ru/t/zfvnm.jpg

...я с ужасом думаю об огромных городах будущего, в особенности когда воображаю себе их вечера. На небе сияют разноцветные плакаты торговых фирм, высоко в воздухе снуют ярко освещенные летучие корабли, над домами, сотрясая их, проносятся с грохотом и ревом поезда, по улицам сплошными реками, звеня, рыча и блестя огромными фонарями, несутся трамваи и автомобили; вертящиеся вывески кинематографов слепят глаза, и магазинные витрины льют огненные потоки. Ах, этот ужасный мир будущего – мир машин, горячечной торопливости, нервного зуда, вечного напряжения ума, воли и души! Не несет ли он с собой повального безумия, всеобщего дикого бунта или, что еще хуже, преждевременной дряхлости, внезапной усталости и расслабления? Или – почем знать? – может быть, у людей выработаются новые инстинкты и чувства, произойдет необходимое перерождение нервов и мозга, и жизнь станет для всех удобной, красивой и легкой?.. Куприн, 1911.


Александр Иванович ошибся ненамного. И в Коломне тоже уже давно носятся трамваи и автомобили, но прелесть города в том, что в старой его части бешеный пульс московской жизни не ощущается совершенно. Конечно, в новой Коломне – а мы ехали в район Кремля на трамвае от станции Голутвин, куда после двухчасового бега прибывает московский экспресс с мягкими сиденьями и кондиционером в вагоне, полно современных жилых зданий и многоэтажных торговых центров, однако, если потом не выходить за пределы Кремля и улочек старого городского Посада, на которых порой и асфальта-то нет, полное впечатление будто попал во времена Александра Ивановича. И никакого назойливого неона, все вывески, стилизованы под старину, спокойны и незатейливы. И тихо-тихо...

* * *

В Коломну мы поехали спонтанно. Где-то с месяц назад там побывал мой шеф. Вернулся в полном восторге. Не столько от города ("да там смотреть в общем-то нечего..."), сколько от местных музеев под названием Фабрика пастилы и Музей Калача. Прожужжал все уши. Всем. Сотрудникам, гостям, клиентам. Я слышал его рассказ в лицах и многозначительных паузах, рассчитанных на восторженные охи-ахи слушателей, раз пятнадцать! Я уже знал эту повесть наизусть. В конце-концов решил лично убедиться. Залез на музейный сайт, посмотрел фотки у DM и Марфушечки, почитал коломенского блогера Vittasim – замечательного, кстати говоря. И решил – едем!

Быстро бронькнул комнату в Доме Куприна, записался по телефону на экскурсию на пастильную фабрику. Неделя пролетела быстро. И вот суббота, утро, Казанский вокзал, экспресс в Голутвин. Два часа пути. Только-только вышли на привокзальную площадь, тут же звонок от Куприна – "ваш номер готов, ждём-с!" Приехали в Кремль трамваем – которые, собственно, и делают в Коломне аж с 1892 году, бросили рюкзаки и отправились на Фабрику пастилы. Недалеко, но до начала экскурсии был ещё час, так что шли мы не напрямую, а кружным путём – специалом через местную психушку... ))

/ Продолжение следует.

2

Arial написал(а):

Продолжение следует.

Ждемс  :flirt:

3

Arial написал(а):

специалом через местную психушку..

А вот с этого места жажду подробностей - эта достопримечательность не попалась нам на глаза  :crazyfun:

4

/ Продолжение.

* * *

Покинув купринский дом и сорвав во дворе парочку сладких, налитых соком вишен, мы направили свои стопы прочь из Кремля. Слева тянулся Ново-Голутвинский монастырь, украшенный на углах затейливыми башенками...

http://sh.uploads.ru/t/nDa3z.jpg

А впереди по правую руку на конце улочки манил шедевр русского деревянного зодчества – Дом Львовых. Образец прекрасной реставрации. Ещё недавно домик c мезонином был в жутком состоянии. Считается, что он построен не ранее 30-х годов XIX века и первоначально тут жило семейство неких дворян Ананьевых. С 1849 года усадьба перешла во владение купцов-москательщиков Львовых. Москательщик - это купец, торговавший москательными товарами - так, думаю, понятнее. )) Мне было непонятно, но всезнающая Википедия подсказывает, что это всякая химия - краски, лаки и прочее. Жили тут долго, в 30-х годах - уже при Советской власти, дом разделили на квартиры, понаделали новые входы, а уж внутри перенапланировали - жуть. В конце-концов дом пришел в полное аварийное состояние, жильцов выселили, но дом по счастью не снесли, а подвергли тотальной восстановительной реконструкции. Новые "роды" шли долго - четыре года, в 2011 году в старинный дом въехал "приличный" жилец - Музей органической культуры (?!). В музей мы не стали заходить, а вот домик с удовольствием обсмотрели со всех сторон. Красава! Поздним вечером, кстати, во дворе крыльцо охраняет огромная лохматая псина, которая беззлобно брешет на прохожих...

http://sh.uploads.ru/t/5dliO.jpg

Наличники – с ума сойти!

http://sh.uploads.ru/t/eZC15.jpg

5

В отличие от Дома Львовых с психушкой Коломне не повезло. Она расположена на отшибе, куда практически не доходят туристы и деньги. Это угол улиц Комсомольская и Савельича. Если с Комсомольской всё понятно, то Савельич – это вообще-то отчество. Редкий пример топографического поименования. )) Дело в том, что героя сей улицы звали Николай Савельевич Романов, он стал активным большевиком ещё в те годы, когда город посещал Куприн, а уж после революции возглавил местный продкомиссариат, "раскулачивал" богатых коломенских купцов. Но вот незадача – фамилиё у него была контрреволюционная. Романов! И вот, чтобы не было нежелательных ассоциаций с теми самыми Романовыми, улицу решили назвать по его отчеству. Сочли, что так политически грамотнее. Ну а вот грамотно ли размещать психушку в доме, который является самым красивым старинным частным домом – это вопрос к психиатру )) Итак, улица Комсомольская, 18. Бывшая усадьба Ротиных, ныне - местная психушка. Настоящий архитектурный бриллиант! Здание, которое украсило бы и Москву. Увы, оно в невообразимо печальном состоянии...

http://sg.uploads.ru/t/aMydA.jpg

Дом с флигелем, выходящим на улицу Савельича, построен в середине XIX века. В конце XIX века фасады получили новую декорацию. Стены второго этажа сплошь покрыты изысканным геометрическим орнаментом, более всего напоминающим тиснение.

http://sh.uploads.ru/t/vLdhw.jpg

Над каждым окном второго этажа на полке красуется пара милых крылатых грифонов, которые держат геральдический щит с короной и цветочными гирляндами. На концах полки ухмыляются косматые маскароны. Оконная перемычка украшена прелестной женской головкой в раковине и изощрённым растительным орнаментом по обе стороны. Увы, вся эта красота – в прединфарктном состоянии.

http://sg.uploads.ru/t/VZPpA.jpg

Стены первого этажа обработаны т.н. "бриллиантовым рустом". Причём, здешние окна – не менее восхитительны. Декоратор постарался на славу! Во многих провинциальных городах Европы я видел дома и гораздо менее орнаментально украшенные, но зато гордо поименованные во всех топовых мировых путеводителях. А мы? Что имеем – не храним, потерявши – плачем!

http://sh.uploads.ru/t/Sw0Jc.jpg

http://sh.uploads.ru/t/QnH8Y.jpg

Ротины – старинная фамилия богатейших коломенских скотопромышленников, которые жертвовали крупные суммы на богадельни, храмы и монастыри. В середине XIX столетия Фёдор Григорьевич Ротин был городским головой. Внук его – Гурий Фёдорович, во 2-й половине XIX века застал закат гуртовой торговли и в грусти и печали отошёл от дел, посвятив остаток дней своих благотворительности. Именно деньги Гурия Фёдоровича поправили пошатнувшиеся дела Ново-Голутвинского и Старо-Голутвинского монастырей: в первом были отремонтированы и обустроены кельи и открыто приходское училище, второму в центре города был подарен каменный двухэтажный дом, от которого монастырь стал получать доходы. А где нынешние коломенские Ротины? Эх, кабы Ротины построили свой дом не на Репинской (ныне Комсомольская) улице, а на Успенской (ныне Лазарева) – к примеру, аккурат напротив того места, где позднее поселилось семейство Натов, то деньги на реставрацию у коломенских властей давно бы нашлись! Центр-то Коломны вылизан образцово! Как-будто и не Коломна вовсе, а какой-нибудь Гармиш-Патеркирхен. ))

6

Ещё немного неспешной ходьбы и мы у музея Фабрика пастилы. Она находится в сердце коломенского Посада, на перекрестке трёх улиц - Арбатская, Полянская и Усманская. Аккуратный низкий одноэтажный деревянный домик, выкрашенный в светло-коричневую краску и подчеркнутый темно-коричневой в наличниках окон и других деталях.

http://sg.uploads.ru/t/zBfZx.jpg

http://sh.uploads.ru/t/eGrdv.jpg

Очень хороши водостоки...

http://sg.uploads.ru/t/mRM2l.jpg

На вывеске – старинный рисунок, изображающий некогда обширное конфектно-пастильное заведение коломенского купца Петра Карповича Чуприкова, основанное им в 1852 годе. Ошибки нет: конфеты ранее назывались конфектами. Если присмотреться, понятно, что от строений Петра Карповича до нашего времени ничего не дошло. Так что на сайте музейной фабрики сильно лукавят, когда говорят, что музей открыт де в здании бывшей пастильной фабрики этого самого купца. Угловой домик по адресу ул. Полянская 4 на картинко явно в два этажа, а нынешний - вне всякого сомнения в один. Тут либо картинко неправильная, либо сайт привирает )) Ворота - да, ворота на месте...

http://sg.uploads.ru/t/AG4v6.jpg

Я записался на экскурсию неделей ранее по телефону Фабрики на 13:00. Было велено прийти минут за 10 до начала и обратиться к барышне за прилавком. Мы пришли за 20 минут. Решили немного посидеть в скверике. Скверик - это громко сказано. Треугольный пятачок на солнцепёке со скамеечками. Это была наша ошибка. Надо было идти к барышне сразу. Тогда не вышел бы громкий скандал-с... ))

7

* * *

Коломна – это Кремль. Так было, так есть и так будет. Всякого туриста в Коломне прежде всего привлекает хорошо сохранившийся ансамбль местного Кремля. Всё, что за пределами Кремля – если это не связано с другими великолепными церквями и монастырями, туриста не интересует. Не интересовало. Старая Коломна вне Кремля была обречена. Соколов-Никитов так писал про Коломну, про ее посад: "Вся в пыли, в мухах, в сирени. То ли спит, то ли умерла давно". Благодаря двум смелым коломенским женщинам появилась надежда. Вот они – Наталья Никитина и Елена Дмитриева.

http://sg.uploads.ru/t/orNWz.jpg
Фото отсюда. Интересное интервью..

Благодаря гранту от Потанина в 2009 году они открыли в коломенском посаде свой первый маленький Музей исчезнувшего вкуса "Коломенская пастила". Успех. Следом – в 2011-ом, появилась Музейная фабрика пастилы, которая, похоже, уже стала брендом. Но создание бренда требует немалых денег. Так сказать, скока будет в граммах? )) Энтузиастки получили грант 1,7 млн рублей на создание музея и 4,2 млн на строительство фабрики. Плюс вложили собственные средства. Итого: около 13 млн рублей. За время чуть больше года Фабрику пастилы полностью отстроили и запустили как туристический объект: реальное пастильное производство и интерактивная экскурсионная программа. И снова успех. Потанин дал ещё один грант. "Итогом этой работы стало комплексное исследование исторической части Коломны, которое называлось «Новая жизнь старого города». Мы искали культурный капитал места и забытые бренды, которые могли бы выгодно отличать Коломну от близлежащих городов, и в ходе этого исследования специалистами было найдено порядка 20 исторических брендов города, с которыми мы сейчас работаем", – утверждает Н. Никитина. Сейчас в городе открыто уже 5 музеев, включая очень популярный Музей Калача. То и дело мы натыкались в посаде на какие-то полуразвалины, на которых висели плакаты, что идёт реставрация и здесь будет такой-то музей. Наверное, всё это не просто. Наверное, всё это не быстро. От государства – по-прежнему ни копейки! Но факт остается фактом: после открытия первого музея турпоток в Коломну вырос в 2,5 раза, а каждый из музеев ежегодно посещает до 50 тысяч человек. Турист в городе чувствуется – да, это правда. И не только в Кремле. Мы встречали девушек на велосипедах с лэйблом "I Love Kolomna" (видимо, где-то есть велопрокат для туристов) на самой-самой окраине посада, там где Дом Воеводы – а это у чёрта на куличках...

Всё это хорошо и замечательно – абстрагируясь, но применительно же к реальному музею Фабрика пастилы у меня есть две новости – хорошая и плохая. Сначала, как водится, о плохой. Организация – отвратная! Да, музей – раскрученный. Честь и хвала владельцам. На пустом месте из ничего сделать конфектку – молодца! Однако... Сидим мы себе в скверике перед музеем, ждём, когда стрелка часов доползёт до отметки 12:50. Видим, как по Арбатской – со стороны Музея пастилы (не путать с музеем Фабрика пастилы) идёт большая группа туристов, ведомая молодой экскурсоводшей. Остановилась группа около старинной водопроводной колонки, окружила экскурсоводшу, слушает, как та впаривает им нечто. Ничего особенного, кстати, весь её нехитрый рассказ написан на памятной табличке на самой колонке. Затем вся эта изрядная толпа двинула в музей. И тут меня шандарахнуло: время-то поджимает! То есть времени ещё более чем, но если учесть эту толпу...

Кинулись мы к крыльцу. А домик-то тесненький, крылечко махонькое. Народ толпится, гудит, внутри всё уже забито жаркими телами. Наконец протиснулись внутрь и мы. Стоим, как в токийском метро в час пик. К прилавку, где барышня, не пробиться. Народ, как сумасшедший, сметает пастильные коробки. Почему их нельзя купить на улице, где есть пара открытых прилавков, непонятно. Конечно, в магазинчике симпатично: полки ломятся от красочных коробочек, яблочки, цветочки, вазочки, зеркальца, всё винтажненько, глаз радует – кабы не толпа, конечно. Но тут мы сами виноваты – надо было бежать к барышне, едва толпа сия появилась. Спрашиваем через голову барышню и молодца – а ежели в музей мы, то тоже к вам? К нам, к нам, отвечают. И что, и как? В ответ – молчание. И только денюжку за пастилу у народа хвать, хвать. Даже как-то неловко беспокоить по пустякам-то! ))

http://sh.uploads.ru/t/KAd75.jpg

http://sh.uploads.ru/t/qvZor.jpg

Наконец, я всё-таки протиснулся к приказчице. Дама, что лезла мимо меня на выход с набитой пастилой пакетом, чуть не сбила этажерочку с вазой. Слава богу, что другая вовремя эту вазу подхватила. Заплатил я барышне за 2 билета по 400 руб. каждый и ещё 200 за фотографирование. Ничего не получил – ни билета, ни чека, ни расписочки какой. И куда теперь – спрашиваю? А подождите в гостиной – отвечает барышня, и на дверь в углу показывает. Стали мы протискиваться к указанным дверям. А там экскурсоводша стоит и призывает свой выводок идти прочь, потому что время де вышло, а "в музей нам не надо!" То есть она просто тупо привела толпу пастилы купить. Когда мы оказались перед ней и попытались пролезть мимо к заветным дверям, она вдруг решительно нам воспротивилась – дескать, нечего в гостиную лезть. Мы ей вежливо объяснили, что вообще-то нами уплочено и вон той барышней велено ждать в гостиной начала экскурсии. Но девица всё равно встала своей худосочной грудью у нас на пути, категорически не пуская. А вокруг – толпа. Одни к прилавку прут, другие обратно с пакетами. Тут мы не выдержали и стали довольно-таки громки и внятно объяснять девушке всё, что думаем об организации работы с посетителями данного музейного заведения. Но она нас не слушала и через наши головы выясняла с приказчиками, заплатили ли мы за вход?! Какое отношение сия девица вообще имеет к музею, мы без понятия. Потому как, по счастью, появившаяся настоящая служительница музея - а их всех можно сразу отличить по харАктерным старинным платьям и харАктерной же старинной речи, подхватила нас под вспотевши белы рученьки и распахнула перед нами заветные двери. Старинная пианина, красивые бра, ковёр на полу, стульчики-диванчики...

Какое-то время мы ещё по инерции повозмущались, но тут вошли другие экскурсанты и Любовь Егоровна – так звали нашу спасительницу, которая к тому же оказалась супругой самого хозяина конфекно-пастильного заведения г-на Чупракова, завела складны речи.

– Вы уж не обессудьте, милейшие, не серчайте на нас, - улыбалась она, складывая ручки лодочкой и извиняюще заглядывая в глаза.
От её затейливой речи я впал в ступор, но после усиленного мыслительного процесса выдавил-таки нечто вроде:
– Да не стоит так утруждать себя извинениями, голубушка, мы не в обидах...

http://sh.uploads.ru/t/khO10.jpg

Шоу маст гоу он! ))

/ Продолжение следует.

8

Arial написал(а):

Тогда не вышел бы громкий скандал-с... ))

Тююю, я думала вас за ваши же деньги еще и не пустили....

Arial написал(а):

аплатил я барышне за 2 билета

Хм, чей-та они летом совсем обнаглели - зимой хоть чек давали. Да и фотографировала я там за бесплатно))

Отредактировано menager (2015-07-09 21:07:35)

9

menager написал(а):

Тююю, я думала за ваши же деньги еще и не пустили....

Тююю, тогда, думаю, музей сильно пожалел бы, что связался с сама знаешь кем ))))

menager написал(а):

бесплатно))

Вошли во вкус. ))

10

Arial написал(а):

около старинной водопроводной колонки

бассейки!  :blush:

Arial написал(а):

ни билета, ни чека, ни расписочки какой

Пастилу, кстати, в магазине продают тоже без чеков!!! Где налоговая??? Где Роспотребнадзор???  :mad:

Arial написал(а):

музей сильно пожалел бы, что связался с сама знаешь кем

:glasses:


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Коломна: в гостях у Куприна