Третий путь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Коломна: в гостях у Куприна


Коломна: в гостях у Куприна

Сообщений 21 страница 30 из 46

21

Sancho написал(а):

А где же пастильные фото???

в нужное время, в нужный час... ))

22

/ Продолжение.

*  *  *

Аккурат напротив Музея пастилы стоит одна из самых красивых и самых необычных коломенских церквей – храм Николы на Посаде. Меня этот белоснежный храм прямо-таки завороживает! Красоты неописуемой! Церковь была возведена в 1719 году. Стиль – московское узорочье. Верх церкви украшают 105 кокошников в 5 ярусов и т.н. пучковое пятиглавие, в котором центральный барабан с золотой маковкой – световой, а окружающие его четыре, крытые муравленой черепицей – глухие.

http://sg.uploads.ru/t/Uf9bW.jpg

http://sg.uploads.ru/t/ZG17u.jpg

У храма очень непростая судьба. Чтобы ее почувствовать, нужно посмотреть, что храм представлял собой во времена купца Чупракова. Он стоял тогда в окружении одно-полутораэтажных домов, которых теперь нет. Во дворе была отдельно стоящая ажурная колокольня, которой ныне тоже, к сожалению, нет. Но и никаких кокошников в конце XIX века тоже нет! Храм был перекрыт уродливым полукуполом, на котором пятиглавие смотрится куце и убого. В чем дело, что случилось? Куда делась вся красота? Оказывается, кокошники были срублены во второй половине XVIII же века. Почему?

http://photos.streamphoto.ru/9/6/6/f8f7a6fe9083d610042ed38b436a2669.jpg

Потому что постоянно текла крыша. Фантазия архитектора не была подкреплена технологиями. Только во 2-й половине XX века появились реставрационные технологии, позволявшие обеспечить надежную гидроизоляцию подобного архитектурного декора. И в 70-х годах – уже при Советской власти, церковь вновь обрела тот великолепный внешний вид, что имела при рождении. Необычность этой церкви еще и в том, что cейчас она старообрядческая. Официально. А в годы войны тут жили девушки-зенитчицы, охранявшие мост через Москва-реку. Говорят, вечерами на перекрестке Арбатской и Посадской под патефон устраивали танцы...

Ещё одна очень красивая церковь – Богоявления-в-Гончарах, службы в которой, не прерываясь ни на один день, идут с XVII в. Каменный храм построен в 1680 году, а колокольня и два придела возведены в 1800. Церковь в очень хорошем состоянии, нарядная. Внутри тоже очень красиво. Многие годы церковным старостой и главным благотворителем храма был уже хорошо нам известный известный коломенский купец Пётр Карпович Чуприков.

http://sh.uploads.ru/t/S6zQp.jpg

http://sh.uploads.ru/t/9sJhn.jpg

http://sh.uploads.ru/t/rWajv.jpg

Совсем недавно отреставрированы купола колокольни с главкой и купол храма. Все пять глав Богоявленского храма покрыты позолотой. Один из крестов – с полумесяцем, меня заинтересовал особо. Оказывается, никакого отношения к мусульманству и победам над мусульманами полумесяц в основании православного креста не имеет. Он называется цата и с древнейших времён был государственным знаком Византии. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Когда османы захватили Константинополь, они взяли полумесяц своим официальным символом. Цата на кресте — это символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Крест с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Кроме того, цата в православной традиции означает также спасительную лодку, вифлеемскую люльку...

http://sh.uploads.ru/t/mynNk.jpg

23

Недалеко от Богоявленского храма находится Дом воеводы – памятник нарышкинского стиля конца XVII - начала XVIII веков. Это самый старый сохранившийся жилой дом Коломны. Многие годы здание в Посадском переулке было в запустении. Сейчас оно вроде бы отдано местному Краеведческому музею и там вроде бы идёт реставрация. Правда, никаких ее следов – кроме маскировочной сетки, мы не заметили.

http://sh.uploads.ru/t/SmeZH.jpg

В коломенском посаде каждый изголяется как может. Вот, к примеру, такая сарайка нам повстречалась. И какого только барахла не прибили к её глухой стене. )) Можно как угодно иронизировать, но в оригинальности хозяевам не отказать! ))

http://sg.uploads.ru/t/9D0Gi.jpg

Или вот будка с солдатами Урфина Джюса...

http://sh.uploads.ru/t/KpfkB.jpg

Напротив солдатиков – шарик... "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным..."

http://sg.uploads.ru/t/Ar2kD.jpg

В посаде множество симпатичных домиков с красивыми наличниками...

http://sh.uploads.ru/t/IOxM5.jpg

http://sg.uploads.ru/t/KXym0.jpg

А вот наконец и цель нашего блуждания по посаду – дом по Арбатской, 12. Тот самый, на скамейку у которого присела передохнуть Анна Ахматова. Мы тоже посидели на этой скамейке, хоть её и загораживают развесистые папоротники. Железная роза в нише мемориальной доски заржавела.

http://sh.uploads.ru/t/vuVlU.jpg

В Коломне Анна Андреевна была всего один раз – 16 июля 1936 года. Ей очень хотелось увидеть дом, в котором жил её друг Борис Пильняк. Но она его не увидела. Не нашла. Спрашивала у местных, но никто не знал, где жил писатель. Это немного странно. Обычно в маленьких городках люди, живущие по-соседству, хорошо знакомы и помнят не только нынешних соседей, но и прошлых. Анна Андреевна была совсем рядом: она присела у дома №12, а Пильняк жил в доме №7. Трудно признать в этой на вид такой простой женщине в платочке великую русскую поэтессу Серебряного века. Ей еще повезло, что бродила по посаду не дождливой осенью – не прошла бы в своих туфельках, утонула бы в грязи. Хотя и в июле, судя по архивному фото, тут на пол-улицы стояла огромная лужа. Столбики, кстати, местами на Арбатской ещё сохранились. И всё-таки меня продолжает мучить вопрос – что хотела найти Анна Ахматова у дома Пильняка?! Ведь она могла просто съездить к нему в Переделкино...

http://sh.uploads.ru/t/OTnRY.jpg

Поначалу я думал, что, когда Ахматова искала дом Бориса Пильняка, он уже был репрессирован. Посмотрел биографию. Нет, Пильняк ещё был жив и только-только перебрался в своё новое жилище в Переделкино. Я бы ещё понял такую душевную потребность в ситуации, когда близкого человека в живых уже нет, а хоть как-то "вернуться" к нему хочется - хотя бы через дом, где он жил, через улицу, где он ходил. Доходить недохоженное... Но Ахматова в Коломне вообще не жила, в тот июльский день она приехала сюда в первый и последний раз - и что ей этот дом и эта улица?! Непонятно... Женская душа - потёмки. ))

24

После Арбатской мы спустились к Москва-реке. Тут стоит отель "40-й Меридиан" – считается, что это лучшая гостиница города. Но интересовала нас не гостиница, а примечательный памятник водовозу рядом с нею. Когда-то это была очень уважаемая в городе профессия. Пока её не убили бассейки. Такая бассейка стоит перед музеем Фабрика пастилы. Бассейка между прочим действующая..

http://sg.uploads.ru/t/fkaBh.jpg

http://sg.uploads.ru/t/DY1Sh.jpg

А водовоз с явной тоской смотрит на реку...

http://sg.uploads.ru/t/EF1Gh.jpg

http://sh.uploads.ru/t/syS3c.jpg

Традиционное "брось монетку – исполнится желание"...

http://sh.uploads.ru/t/7hXGB.jpg

Пуговка отлетела... ))

http://sh.uploads.ru/t/ScLaK.jpg

Около памятника любят фотографироваться. Но на этом кадре интересна не девушка (хотя девушка вроде ничего )), а отметки с годами на заднем плане. В 2013 году разлив Москва-реки был нехилый, хоть и не дотянул до 1910-го года...

http://sg.uploads.ru/t/rpW7S.jpg

Мы так поняли, что местечко у отеля облюбовали влюблённые. Тут стоят специальные скамеечки для них. Эта, к примеру именуется "Ромео и Джульетта". Так в сердечке написано... ))

http://sg.uploads.ru/t/ezXjN.jpg

Рядом с отелем – понтонный пешеходный мост. Его разводят, когда проплывают баржи.

http://sg.uploads.ru/t/pROHz.jpg

За мостом – дорога к Богородице-Рождественскому Бобреневу монастырю. Он недалеко – наверное, километра полтора. Может, и километр. Мы туда сходили под вечер. Но вот ежели просто пересечь мост и оглянуться, то и отсюда вид на старую Коломну крайне замечательный. Это купола коломенского Кремля. Его мы оставили на десерт... ))

http://sh.uploads.ru/t/U30nP.jpg

/ Продолжение следует.

25

Arial написал(а):

Аа, зимой садовник в школе преподает! ))

Нам он рассказывал о тонкостях  разведения яблоневых садов и особенностях черенкования саженцев. Очень познавательно  :D
Ух тыж, а памятник водовозу мы как-то проглядели... И где наши глаза были?

26

Зато вы были в Городищах, где самая древняя церковь Подмосковья - Иоанна Предтечи. Мы поленились туда идти.

27

/ Продолжение.

*  *  * 

Коломенский Кремль, собственно, начинается прямо за мостом. Уже от него видна громада Пятницких ворот. Первоначально здесь были деревянные ворота, через которые в город в 1380 году въезжал Дмитрий Донской. Затем на их месте возвели каменные. Начало строительства – 1525 год. Это главные, парадные ворота. Из четырёх ворот, что ранее имел Кремль, сохранились только эти. Наверху башни – стрельница. Через эти ворота Иван Грозный повел свои войска, набранные в Коломне, покорять Казань. Своё название Пятницкие ворота вели от деревянной церквушки Параскевы Пятницы – покровительницы торговли, что была поблизости. К XVIII веку церковь разрушилась, ворота поначалу переименовали в Спасские, но это название в народе не привилось. Вероятно потому, что в 1820-х годах прямо вплотную к башне была пристроена небольшая Пятницкая часовня – в неё ходят молить избавить от зубной боли.

http://sg.uploads.ru/t/GjNH3.jpg

Башня массивная. Ширина основания – 14 м, высота – 29 м. Проездная арка подковообразная. Сие не случайно. Подкова на Руси – символ удачи, благополучия и счастья. Особым декором башня не отличается. Некогда сверху опускались массивные решётки, именуемые герсами. Кроме того, имелись и массивные створчатые ворота. Павел Алеппский в «Путешествии антиохийского патриарха Макария» (сер. XVII в.) писал: «Крепость имеет четверо больших ворот; внутри каждых ворот четыре двери и между ними железные решети, которые поднимаются и спускаются посредством подъемной машины. У каждых ворот много пушек, а на башне их висит колокол, в который, в случае тревоги, немедленно ударяют для оповещения жителей. Теперь в него звонят всякий раз как случится пожар.» Ни герсы, ни ворота Пятницких ворот не сохранились. По преданию, снять с блоков герсы приказала польская авантюристка Марина Мнишек – жена обоих Лжедмитриев и любовница атамана Заруцкого, который в 1612 году сжёг и разграбил Коломну. После этого Заруцкий с Мнишек выступили с походом на Рязань и увезли ворота и решётки в неизвестном направлении. Существует легенда, что ворота с герсами зарыли где-то в 25 км от города и наложили на схрон страшное заклятие, потому де их и не могут найти до сих пор...

Опять же Павел Алеппский: "Над каждыми воротами есть большая икона, написанная на стене в (заделанном) окне, над которым большой навес вокруг иконы для защиты от дождя и снега. Перед иконами большие стеклянные фонари, в коих зажигают свечи. Над главными воротами снаружи изображение Господа Христа в рост, а над внутренними воротами образ Владычицы.»

http://sh.uploads.ru/t/Xq2jt.jpg

http://sg.uploads.ru/t/Oa6nl.jpg

Сейчас с внешней стороны Пятницких ворот находится не изображение Христа в полный рост, а икона Богоматери. Некогда под нею была надпись, которую дважды в своих произведениях цитировал писатель Борис Пильняк, живший в Коломне. В одном случае это «Мир городу сему и всем, кто пройдёт врата сии», в другом – «Спаси, Господи, град сей и люди Твоя и благослови вход во врата сии». Так какая надпись все-таки была? Ныне надпись такая: "Спаси Христос Боже град сей и люди твоя и благослови вход во врата сия".

http://sg.uploads.ru/t/nMORY.jpg

Сегодня в здании середины XIX века, непосредственно примыкающем к Пятницким воротам, находится популярный туристический аттракцион – Музей калача. Там почти всё то же самое, что на музейной Фабрике пастилы, только в качестве героя представления выступает не сладкое яблочное лакомство, а коломенский калач.

http://sh.uploads.ru/t/8mKXO.jpg

Рядом – калачная лавка, где можно купить калач на вынос...

http://sh.uploads.ru/t/UqtLs.jpg

50 рублей – штука. В рецептуру исконного коломенского калача входят только четыре ингридиента: мука, соль, вода и хмелевая закваска. Ни сахара, ни масла, ни яиц. Благодаря такому составу калачи абсолютно не плесневеют, но зато очень быстро черствеют. Так что в старину калачи впрок не пекли. Пекли ровно столько, чтобы можно было продать за день. Поэтому калачи были в пять раз дороже ситного хлебушка. Выходит, калачики коломенские не всем были по карману?

http://sh.uploads.ru/t/JIGzV.jpg

Я почему-то представлял калач несколько иным по размеру, а он оказался в общем-то небольшим. Не калач, а калачик. Жестковат, пресен, но вкусен. Ручку от калача кушать, между прочим, встарь не полагалось. Ибо за ручку калач держат, а руки могут быть грязными. А посему коломенцы калач съедали, а ручку бросали собакам или отдавали нищим, которые ручкой не брезговали. Отсюда пошло выражение "дошёл до ручки". Такое вот предание. Так что кое-кто точно "дошёл до ручки" - ни крошки не оставил бедным людЯм... )) Сегодня богатый турист съедает 600 калачей в день – таков объём ручного производства в музейной пекарне.

http://sh.uploads.ru/t/Yshra.jpg

Запить суховатый калач можно за углом чем-то вроде морса. Барышни нальют... ))

http://sg.uploads.ru/t/iQTBb.jpg

/ Продолжение следует.

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Калачное.

Ecли принять на веру утверждение коломенских музейщиков, что калач при купце Чуприкове ценился в 5 раз дороже ситного хлеба, то сколько же он стоил? И насколько калач был лакомством? Позрим, так сказать, в корень...

http://photos.streamphoto.ru/f/1/9/0e9d1a10135c3bd382eca97a698b491f.jpg
Владимир Маковский. Cвидание. 1883. Государственная Третьяковская Галерея.

Итак, на шедевре русского искусства босоногий чумазый мальчонка - видимо, подмастерье, с аппетитом жрет-с калач. С ручкой! Калач, знамо дело, у Маковского может быть и не коломенский, но калач он и в Африке калач. Калач мальчонке принесла в качестве гостинца мать, которая судя по всему проделала долгий путь из деревни в город. Допустим, сам малолетка зарабатывает копейки и ему калач не по кармашку. Но при Николае II - a это время как раз пастильного купца Чуприкова, кровельщик получал 2 руб. 8 коп., столяр - 1 руб. 92 коп., а кузнец со слесарем - по 1 руб. 90 коп. В день. Корова в те годы стоила от 8 до 10 рублей. Вопрос: сколько коров мог купить в месяц кровельщик? )) Вопрос, конечно, интересный - особенно, если сравнить с сегодняшней стоимостью коровы в Коломне, но какова же все-таки была стоимость калача в дореволюционное время? Ответ найдем тут:

http://photos.streamphoto.ru/8/c/8/8b8aaf262f27a762736b8718f1fd38c8.jpg

Учебник 1903 года, между прочим. В нем за #118 есть занимательная задачка: "Хозяйка купила 2 калача по 3 копейки. Сколько всего денег издержала она?" Итак, калач стоил 3 копейки. Иными словами был абсолютно доступен русскому работному люду. Так что дурят, дурят нашего брата музейщики из коломенского калашного ряда, ох дурят! ))

Для сравнения стоимость обычного хлеба:
- батон черствого чёрного хлеба весом в 400 г – 3 копейки,
- батон свежего ржаного  хлеба весом в 400 г – 4 копейки,
- батон белого сдобного  хлеба весом в 300 г – 7 копеек.

ЗЫ/ Попутно еще одна задачка глянулась в задачнике, за #186: "Ручка для калача перьев стоит 2 копейки, а склянка чернил - в 5 раз дороже ручки. Сколько стоит склянка чернил?"  ))
.
.

Калач в живописи ))

http://photos.streamphoto.ru/b/8/6/9846c2412d2ba1ad4de6486a5b5a068b.jpg
Борис Кустодиев. Купчиха, пьющая чай. 1923. Художественный музей, Нижний Новгород.

http://photos.streamphoto.ru/c/2/2/33d1caf0bfdf33ec607d591da7ea022c.jpg
Борис Кустодиев. Булочник. 1920. Музей-квартира И. Бродского, Санкт-Петербург.

http://photos.streamphoto.ru/8/6/5/25c4d292d0594b685a2a246ef3b5e568.jpg
Владимир Стожаров. Чай с калачами. 1972.

29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пастильное.

А сколько во времена Чуприковых стоила их пастила? В Санкт-Петербурге в 1876 году она продавалась под названием муфтовая по цене от 40 до 60 коп. за фунт. Фунт – это 409 г. Для сравнения: местная пастила продавалась от 15 до 30 коп. за фунт. В столице еще ценилась ржевская пастила: от 50 до 60 коп. за фунт. В 1889 заведение Чуприкова произвела 300 пудов пастилы на сумму 1500 рублей. На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года чуприковская пастила удостоилась почетного отзыва.

http://s0.uploads.ru/t/p14mE.jpg
Оригинальная этикетка малиновой пастилы производства мануфактуры Чуприковых. Не ранее 1890-х гг.

http://s5.uploads.ru/t/dZnM2.jpg
Свадебная фотография Петра Карповича Чуприкова и Любови Егоровны Миляевой. 1868. / слева
Семейная фотография: Петр Карпович, Любовь Егоровна, дочь Евдокия и внук Юрий. / справа

30

Прогулка к Бобреневу монастырю...

http://s5.uploads.ru/t/FRQ0h.jpg

http://s9.uploads.ru/t/7YfM8.jpg

http://s1.uploads.ru/t/JT89d.jpg

Омнибус...

http://s9.uploads.ru/t/8hpMU.jpg

Домик, где живёт Карлсон...

http://s0.uploads.ru/t/oPC5D.jpg

Памятник Дмитрию Донскому...

http://s5.uploads.ru/t/5tOcD.jpg

Знаменитая Маринкина башня, где была заточена авантюристка Марина Мнишек. По местным преданиям она улизнула из темницы, обернувшись вороной...

http://s1.uploads.ru/t/JUoX4.jpg

Блюдечко – любимое место отдыха коломчан...

http://s5.uploads.ru/t/Cp34F.jpg


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Коломна: в гостях у Куприна