Третий путь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Умбрийские топотушки


Умбрийские топотушки

Сообщений 1 страница 10 из 55

1

С   П   Е   Л   Л   О / седьмая топотушка
.
.
.

От Перуджи до Спелло – тридцать минут Jazz-бега. Jazz – так называются красивые современные высококомфортабельные электрички, бегающие по Умбрии. Новенькие, с иголочки, с огромными панорамными окнами. Маленький вокзальчик с деревенским забором. После кондиционированного вагона на перроне жара. С поезда сошли трое. Только мы были с чемоданами. Так что у Освальдо – рослого интеллигентного вида мужчины с аккуратной седоватой бородкой, напоминающего скорее университетского профессора на отдыхе, задачка была проще простого – с улыбкой шагнуть навстречу с негромким вопросом «Дмитрий?» Мы загрузили чемоданы в его синий пикап и отъехали. Перед нами был Спелло. Каменные дома мягкого песочного цвета, налезая друг на друга, неспешно карабкались на гору..

http://s6.uploads.ru/wZ1qo.jpg

Машина быстро проскользнула по нижнему Спелло, проехала под аркой у высокой башни и начала подниматься вверх. Недалеко. Ещё пара минут и вот уже по правую руку возникла церковь Санта Мария Маджоре. Я ожидал увидеть сбоку статую Св. Франциска на коне - таких фотографий в интернете множество, но статуи не было. Вместо конного памятника стояло бронцовое деревце оливы, ствол которого обвивали слившиеся в любовном порыве фигуры мужчины и женщины...

http://s7.uploads.ru/TVg1u.jpg

Мы тормознули. Вытащив из багажника чемоданы, немного спустились от церкви, свернув на улочку Санта Магдаленна. Просторный холл добротного старого буржуазного дома, широкая лестница, второй этаж. Наконец и наша дверь. Открыв ее, сразу попадаешь в небольшую гостиную с мягким красным диваном, столом посередине и большим камином сбоку от окна. Несмотря на уличную жару, в квартире было вполне комфортно. Легкий ветерок чуть колебал в распахнутом окне полупрозрачные шторы. Помятуя фотографии на Букинге, я не узнал апартамент. Это была совсем другая квартира. Не хуже - просто другая. Правда, без террасы, которую обещал Букинг. Почему хозяева заменили нам жилье, мы выяснять не стали - после осмотра оно нас вполне устроило. Небольшая гостиная, рядом - ванная с навороченной душевой кабиной со стульчиком внутри. Затем переход через открытую в гостиную маленькую кухонку, в которой было абсолютно всё необходимое, по короткой г-образной лестнице в спальню - большая и удобная двуспальная кровать с тумбочками, шкаф. У окна - ещё одна дверь. За ней оказалась дополнительная туалетная комната - унитаз, биде, умывальник. В квартире было очень чисто, уютно, комфортно. Я расплатился с Освальдо, проводил до порога. Закрывая за ним дверь, заметил, как он открыл соседнюю - хозяева жили рядом.

Окна квартиры выходили непосредственно на улочку. Время от времени зычно, долго и очень красиво били церковные колокола. Что интересно, утром они меня совсем не будили. Будили мусорщики. Прямо под окнами находились мусорные баки, и когда рано утром их опорожняли, стоял страшный грохот и я просыпался - чтобы минут через пять снова сладко заснуть. Улочка была узкая, всего в метра четыре-пять, окно нашей гостиной находилось прямо напротив окна дома напротив. Оно тоже было всегда распахнуто и в нём была видна огромная, просто очень огромная кухня и, если стоять у окна, то видно, как в кухне постоянно хлопочет пожилая синьора. Причина её хлопот выяснилась утром. Там проживает очень большая и набожная семья. Ранним утром вся она садилась за широкий и длинный стол завтракать. Но прежде чем звенели чашки и ложки, сначала до нас доносилась хоровая благодарственная молитва. Приготовить на эту ораву стоит немалых трудов и времени...

Координаты апартамента Maddalena House на Booking.com. Цена в августе 2015 года - 75 евро за ночь. Хороший апарт. Рекомендую с чистой совестью.

2

Спелло – город очень старый. Тут и некоторые римские древности сохранились. Спелло очень популярен. Много знаменитостей тут останавливалось. Здесь жили Мелоди дель Мар и Татьяна21, улицы городка топтали такие наши звёзды как Талюша, CosMary, Savl и Марфушечка. Можно вспомнить ещё и Павла Муратова, который сто лет назад приходил сюда пешком аж из Монтефалько. Вот наконец-то и я тут тоже отметился. )) В средние века городок находился во владении воинственного и богатого умбрийского семейства Бальони. В конце XIV века местным епископом был Троило Бальони, который пригласил расписать семейную капеллу некоего Бернардино ди Бетто ди Бьяджо. Эта капелла и была главной целью нашего приезда в Спелло. Так что, наскоро распаковав чемоданы, мы сразу же и поспешили в церковь Санта Мария Маджоре, пока она ещё не успела закрыться на долгую послеполуденную сиесту...

http://s3.uploads.ru/t/2scKN.jpg

Церковь старая, но многократно переделанная. Фасад – никакушка. Внутри в общем-то тоже интерьером не поражает. Сокровища тут другие. Их, собственно, три. Помимо капеллы Бальони, в церкви слева/справа от алтаря имеются два Перуджино. Перуджино – главная художественная замануха Умбрии. Он, конечно, не из пятёрки титанов Возрождения, но уж точно из его атлантов. Но, если честно, по фрескам в Санта Мария Маджоре этого никак не скажешь. При всём пиитете это довольно-таки беспомощная живопись. В 1522 году, когда Перуджино работал в церкви, возможно, ему уже отказывала и рука, и глаз. Ему было 76. Это практически последние его работы, через год его заберёт чума.

http://s2.uploads.ru/t/z7VCH.jpg
Перуджино. Пьета со святыми. 1522.

http://s3.uploads.ru/t/V3W2G.jpg
Перуджино. Мадонна с младенцем. 1522.

Напротив, фрески Бернардино ди Бетто ди Бьяджо в капелле Бальони просто брызжут красками – яркие, сочные, безумно затейливые! Правда, до реставрации они были в очень плохом состоянии. Капелла немного отделена от нефа матовым стеклом в человеческий рост, что затрудняет обзор, но 1 евро служителю, сидящему у входа, и можно пройти внутрь. Фотографировать со вспышкой запрещено, без – пожалуйста.

http://s7.uploads.ru/t/lJzGm.jpg

Внутри постоянно толчётся народ, но не толпой, так что вполне можно всё-всё-всёшеньки хорошенько посмотреть/разглядеть. Когда желающих платить нет, свет в капелле гаснет. Заплатил денюжку – проходьте! Только посмотрите под ноги, это того стоит – под толстым, подсвеченным снизу стеклом, находится роскошная полтысячелетняя плитка из Деруты!

http://s6.uploads.ru/t/WfzYp.jpg

3

Перуджино – это прозвище. Уважительное. Перуджинец! Настоящее имя мастера – Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи. Перуджино был родом из состоятельных мещан из Читта-делла-Пьеве. Бернардино ди Бетто ди Бьяджо был сыном дубильщика на окраине Борго-ди-Порта-Сантанджело. И прозвище у него было простенькое – Пинтуриккьо, что значит, в трактовке Александра Бенуа, «маляришко». Перуджинец был старше Маляришко на 8 лет, раньше начал путь в Живопись, раньше прославился. Их постоянно сравнивали. Это пошло от Франческо Матуранцио – учёного-гуманиста и мецената из Перуджи. В 1492 году Франческо Матуранцио писал: «И был там ещё один мастер, о котором много говорят, – Пенториккьо, а многие называли его Сордиккьо (от итальянского сордо – глухой). Он был глух и невзрачен, и так же, как мастер Пьетро был первым в этом искусстве, этот был вторым, и как второй не имел себе равных в целом мире».

Глухой – ладно. Но неврачный? Есть два автопортрета. Перуджино написал себя в красной шапочке в Колледжо ди Камбио в Перудже, а Пинтуриккьо – годом позже в тёмно-синем берете в капелле Бальони в Спелло. Перуджино – 54, Пинтуриккьо – 47. Можно сказать, что Пинтуриккьо сплагиатничал, но по мне его вариант более интересен. Портрет Перуджино самодовлеющий и никак – помимо прямого указания на авторство, не связан с циклом фресок. Пинтуриккьо ненавязчиво ввёл себя в сам сюжет Благовещения. Нескромно? Быть может. Но в изобретательности ему не отказать. Что же касается взрачности /невзрачности, пусть каждый решает для себя сам.

http://s3.uploads.ru/t/4CcKB.jpg   http://s3.uploads.ru/t/AjZtq.jpg

Тщеславный Вазари полагал, что Пинтуриккьо приобрёл известность гораздо большую, чем заслуживал. Бенуа считал Пинтуриккьо поверхностным, хотя и признавал, что слава Пинтуриккьо практически равна славе Перуджино. В минус Пинтуриккьо Бенуа ставил вечный праздник. «Ни одной драматической ноты мы не встретим у него, – писал он. – Если в оптимизме Перуджино есть слезливость сентиментализма, то в оптимизме Пинтуриккьо не найти и оттенка какого-либо серьёзного чувства». Критики, они такие. Им хочется драмы. Чтоб как у НТВ: «Скандалы. Интриги. Расследования»! )) Да, ничего этого у Пинтуриккьо в капелле Бальони нет. Что есть совершенно чудесно! ))

В капелле 3 фрески. Слева – Благовещение. Тихая пастораль. Мария ни сном ни духом. Читает книжку. Читает нечто удивительное. Исайя предрекает ей: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…». Какого сына, от кого сына? Мария оглядывается. В комнате никого. В большом дверном проёме за оградой – райский пейзаж. Внезапно перед нею откуда ни возьмись возникает нарядно одетый архангел Гавриил с вестью, что она – Избранная. Мария удивлённо всплескивает руками – да не может быть! И в ту же секунду чувствует, что очень даже может. Ибо Бог-Отец на небесах не дремлет, посланный им голубь уже сел на её покорную головушку...

http://s6.uploads.ru/vMtKn.jpg

Удывлюсьянанэбодивляюсь я Александру Николаевичу! Как, как он не увидел драмы?! А решётки на окнах?! От кого они? Наверняка по бокам входа стоят стражники с пиками наперевес. Охраняют Марию. От соблазнов, коими бурлит жизнь рядом с её домом. Поблизости, у подножия горы, на которой наползает городок, похожий на Спелло – постоялый двор. Ржут кони, лают собаки, добрые молодцы за столом требуют жрачки. Крестьянка набирает воды в колодце, поглядывая в сторону дома Марии – бедная она, бедная, сидит, красавица, одна-одинёшенька взаперти...

http://s3.uploads.ru/t/zLIjq.jpg

И тут бац! златокудрый посланник с Небес. Оперением редкостной красоты , красавчик не хуже, чем у Беллини. Охраняли-охраняли, решётки из толстых железных прутьев на окна ставили, а ведь проник, принёс-таки Благую весть. Но опять же – новая интрига... Почему у Ангела в руке лилия только с шестью цветками? Почему оборвали седьмой? Кто? На что намекают с Небес? И почему потупила глазки Мария? )) Ответ знает лишь задумчивый парень на портрете. Ну не зря же он в комнате Марии...

http://s2.uploads.ru/t/YhOq4.jpg

4

В центре капеллы – Рождество. Крайняя степень живописности! Разглядывать можно бесконечно.

http://s2.uploads.ru/t/EQKwC.jpg

Удивительное сочетание итальянского и фламандского письма. Разглядывая волхвов, которые принесли Марии и Младенцу свои дары, отчётливо вспоминаются персонажи Питера Брейгеля Мужицкого. Как я не вглядывался в корзинку, так и не понял, что у мужика в ней. Утверждают, что это яйца, но это какие-то неправильные яйца. «Он с детства не любил овал, он с детства угол рисовал»... Может, это мoцарелла?

http://s2.uploads.ru/t/uVYed.jpg

Сколько же реализма в этом беззубом парне. И сколько драмы! Издалека шли. Плащи, посохи. У старика порваны штаны. Парню зуб выбили. Да, опасно ходить в горах. Там рыщут вооруженные всадники...

http://s7.uploads.ru/t/UhlL8.jpg

А какие замечательные бытовые сценки рисует Пинтуриккьо! Вот погонщики гонят верблюда, на котором сидит негритёнок с флажком в руках. Вот другие пытаются стащить осла, упрямец упирается...

http://s6.uploads.ru/t/dc4RA.jpg

А какой хвост бантом у этой белой лошадко! ))

http://s3.uploads.ru/t/S3QaH.jpg

Пастух в горах глазам своим не верит – по небу аки по земле бегают ангелы...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_077.jpg

5

Наконец, третья фреска – Диспут с книжниками. Она в капелле справа.

http://s3.uploads.ru/t/zHmRU.jpg

Как известно, из Назарета Христос с родителями ходил на Пасху в Иерусалим, а на обратном пути Иосиф с Марией его потеряли. Спешно вернувшись, на третий день они обнаружили его в Храме, где он спорил с мудрецами. Этот момент как раз и запечатлел Пинтуриккьо. Вот он! – Указывает рассерженный Иосиф на сына. Иосиф уже готов идти к нему, сделать атата и увести с собой, но Мария придерживает мужа за пояс. – Дескать, не мешай! Двенадцатилетний Христос в это время загибает (или, как принято в западной культуре, отгибает) пальцы, перечисляя книжникам свои аргументы. Поражённые мудростью подростка, учёные мужи в растерянности побросали свои умные книги наземь и только один – молодой и зелёный, всё ещё сомневающийся, изо всех сил прижимает к груди тяжёлый фолиант в красном сафьяне. Рядом стоят двое: некто в чёрном и некто в синем. Некто в чёрном – это заказчик фресок Троило Бальони, а некто в синем – его бухгалтер, приготовивший увесистый мешочек со звонким гонораром. Бальони довольно улыбается, счетовод же потупил глаза. Видимо, как у них, у счетоводов, обычно принято, раздумывает - а не переплатили ли мы этому Маляришке? ))

http://s017.radikal.ru/i432/1508/ec/7f00f542195a.jpg

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_079.jpg

Ну и напоследок бросим взгляд на своды капеллы. Четыре севиллы на троне, изрекающие истины. Истины выбиты в мраморе...

http://s020.radikal.ru/i709/1508/4d/5a8d48f117ef.jpg

Это Эритреа. Прилежная ученица, отличница! Что-то конспектирует... ))

http://s018.radikal.ru/i522/1508/1b/31bf9157ddc0.jpg

А это Тибуртина. Самоуверенная особа. ))

http://s017.radikal.ru/i411/1508/6a/e746684dc573.jpg

Покинув Санта Мария Маджоре, мы поспешили вверх по улочке к церкви Сант Андреа, чтобы посмотреть тамошний шедевр Пинтуриккьо – картину «Мадонна с младенцем на троне и святыми». Но церковь была заперта. За два дня пребывания в Спелло мы так и не застали ее открытой.

http://s019.radikal.ru/i615/1508/a4/fc2fb3dcfde8.jpg

А жаль. Так хотелось узнать, что же написано в письме, лежащем на табурете... ))

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Pinturicchio_Spello_SantAndrea_01.jpg

/ Продолжение следует.

6

/ Продолжение.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!"

Покидая Санта Мария Маджоре, обязательно нужно не забыть ополоснуть руки в прекрасном церковном умывальнике. Написал ли Ангела сам Пинтуриккьо, или это сделал кто из его помощников - неизвестно. Но известно, что умывальник 1500 года - как раз того самого времени, когда в церкви работал мастер. Так и представляешь: Пинтуриккьо откладывает кисти, ополаскивает руки и выходит отдохнуть на свежий воздух. Прекрасная работа, чудесный ангел! Однако, куда больше изумляет призыв, с которым обращается небесное создание. Надпись гласит - "Lavamini et Mundi Estote", что в переводе - "Мыться и быть чистым!"

http://s019.radikal.ru/i621/1508/64/7f09c7039f40.jpg

Cпелло - чистоплотный городок. Умывальников, колодцев и фонтанов тут предостаточно. Вода журчит уже на самом входе в городок - у Порта Колнсоларе, ещё римских ворот аж I века до н.э. На вершине башни растут деревья. Нечто подобное я видел только в тосканской Лукке.

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_055.jpg

Ворота украшены древними статуями, найденными при раскопках...

http://s019.radikal.ru/i620/1508/35/2c7f57626d1f.jpg

А тутошняя вода очень вкусная, лично опробовал ))

http://s019.radikal.ru/i637/1508/8f/7f621ef1b765.jpg

А вот такой умывальник отыщется у стен старой церкви Сан Северино, что в другом конце городка - почти на его вершине...

http://s017.radikal.ru/i414/1508/26/03e43706ecd2.jpg

Местная Красная площадь называется пьяцца делла Репубблика. Здесь у Палаццо Коммунале красуется чудесный ренессансный фонтан - любимое местечко, где местные жители обожают теплыми летними вечерами посплетничать друг с другом и обсудить мировую политику... ))

http://s017.radikal.ru/i422/1508/e3/8653807a1f97.jpg

Над фонтаном - ещё одно Благовещение. Уфологи могут биться в торжествующей истерике... ))

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_068.jpg

Напротив Палаццо Коммунале - Палаццо Урбани. Дворик там прелестный. Во-первых, тут тоже есть богато орнаментированный поццо...

http://s020.radikal.ru/i701/1508/95/f43bc815ff26.jpg

А во-вторых, здесь на сводах атриума притаились удивительные гротески 1602 года с драконами...

http://s020.radikal.ru/i715/1508/fc/8e999e5e37e4.jpg

Тут и кованые светильники в виде дракончиков...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_091.jpg

В теннистом зелёном скверике перед Палаццо Коммунале всегда многолюдно. Днём здесь отдыхают туристы, а вечерами скамеечки плотно оккупируют местные кумушки...

http://s017.radikal.ru/i411/1508/5b/46adcb1c81a5.jpg

Кому не достаются скамейки, усаживаются прямо на ступеньки у дверей тутошних домов...

http://s017.radikal.ru/i435/1508/58/2b1bc8382b61.jpg

Или где придётся...

http://s019.radikal.ru/i609/1508/ca/364f1a74e698.jpg

Причем, местным до туристов нет никакого дела. Туристы ходят сами по себе, а местные живут своей собственной жизнью. Здесь все друг с другом знакомы. Они могут разговаривать друг с другом даже через улицу - в полный голос. Так они живут здесь уже сотни и сотни лет...

/ Продолжение следует.

7

/ Продолжение.

На пьяцца делла Репубблика кипит не только общественная, но и торговая жизнь городка. Конечно, глагол "кипит" применительно к Спелло чрезмерен. Жизнь здесь неторопливая и размеренная, сиесты долгие. Тем не менее, если нужны продуктовые лавочки, то пьяцца делла Репубблика – самое то. Именно тут, рядом с Палаццо Урбани и Палаццо Коммунале находится очень вкусная лавочка – La Bottega di Teresa. Найти её легко, ориентиром служит внушительная кабанья голова у вывески.

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_045.jpg

Специалитет соответственный – всякие колбасы и мясные деликатесы. Слюньки текут уже при взгляде на витрину. Здесь же можно прикупить вино и оливковое масло, да не простое, а со всякими добавками – пряностями или трюфелем.

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_043.jpg

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_017.jpg

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_018.jpg

Но цены у синьоры Терезы при нынешнем курсе евро немного пугающие, так что любоваться её витриной я любовался, а ходил в Alimentari по этой же улочке чуть ниже – как раз напротив фонтана в виде тройной чаши в скверике. Это типа мини-супермаркета, в котором можно прикупить всё необходимое и для завтрака, и для ужина, включая вино. Выбор, конечно, не как в какой-нибудь Азбуке вкуса, зато всё свеженькое и не контрафактное – никакой Роспотребнадзор не подкопается )) Cамое вкусненькое – у входа. По-английски в Спелло не говорят, в итальянском же я – к стыду своему, ни бум-бум. Так что механизм покупки был не замысловат: не очень интеллигентно я тыкал пальцем в приглянувшийся деликатес, затем столь же не интеллигентно показывал два пальца – типа due, и делал решительный взмах рукой, что означало "отрезать!". Тщедушный дедулька, которому в обед сто лет, невозмутимо и неспешно доставал из витрины требуемое – при этом казалось, что он обязательно уронит этот тяжеленный кусок себе на ноги! – столь же неспешно клал его на резак и опять же неторопливо, словно резал он не прошутто, а некий драгоценный алмаз, аккуратнейшим образом вёл круглый нож, снимая с куска тончайший, просвечивающий ломоть. Сначала один, потом другой. Он резал, а у меня текли слюньки! )) Но на этом ритуал не заканчивался. Дедуля доставал тончайший лист вощёной бумаги, клал на него мои дуэ ломтика, заворачивал, делал три шага от своего станка к весам – мысленно я молил Деву Марию, чтоб он непременно дошёл! – взвешивал, клал на прилавок и вопросительно смотрел на меня из-под густых бровей. Процесс общения повторялся, только на сей раз я тыкал пальцем в другую деликатесину. И так раза три, пока я не восклицал «Фенита!» В московской суете я, конечно же, давно бы не выдержал и покинул бы лавку ещё на первом ломте, но в Спелло торжественные манипуляции с колбасой векового старика просто завораживали! ))

Но на этом представление бакалейщика не заканчивалось. Старичок молча клал перед тупым иностранцем чек. Я глядел в эту бумажку и от смехотворной суммы у меня глаза лезли на лоб. В руке я уже давно мял 10-евровую купюру, но когда счёт составляет 2.69, как-то неудобно обременять старичка банкнотой и я начинал рыться среди монет. Отдав ему 3 евро монетами, я стоически ждал, пока дедуля отсчитывал сдачу и мне казалось, что, убежав, не дождавшись последнего евроцента, я просто оскорблю честного торговца... )) Конечно, в другом мини-супермаркете – тоже на этой же пьяцце, наискосок от этой лавки, где за прилавком стоял молодой парень и где тоже можно накупить всяких местных специалитетов, всё происходило бы раз в десять быстрее, но старичок мне нравился, так что я бегал к нему в первый день раза три, благо лавка была в пяти минутах от апарта. И мне показалось, что на следующее утро он уже чуть-чуть улыбался мне краешком своего твёрдо сжатого морщинистого рта... ))

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_081.jpg

А на нашей улочке тоже была лавочка. Трюфельная. Но к трюфелям я как-то совершенно равнодушен...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_028.jpg

/ Продолжение следует.

8

/ Продолжение.

Спелло славится как цветочная столица Умбрии. В начале лета здесь проходит грандиозная Инфьората в честь католического праздника Корпус Домини (праздник Тела и Крови Христова), когда главная улица городка сплошь покрывается картинами из цветов. Весь год жители города готовятся к этому эпохальному для себя событию. Ходят по окрестным полям и лугам, собирая травы и цветы. Особенно кипит эта весьма трудоёмкая работа весной, когда всё цветёт. Непосредственно перед праздником жители отправляются к горе Субазио, где прямо-таки цветочное разноцветье. Накануне же самой Инфьораты на главной улочке горожане всю ночь выкладывают из лепестков красочные ковры, чтобы утром после службы церковная процессия всю эту красоту безжалостно растоптала. Подобные инфьораты в Италии не редкость, но Инфьората в Спелло – самая известная и самая раскрученная. Но и помимо инфьораты Спелло рекламируется как цветочный город – дескать, цветочные дворики Кордобы отдыхают. Лукавство, рекламный трюк! Разгуливая по Спелло, я всё время выискивал на её улочках нечто супер-пупер, что переплюнуло бы кордобские впечатления – ничего подобного! Мне кажется, что на своей инфьорате спелльцы просто выдыхаются и в начале августа никакого цветочного буйства в Спелло нет и в помине. Зелени на улочках много, но я как-то иначе и ярче представлял цветочную столицу Умбрии..

Вот милый ящичек...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_056.jpg

Вот куча горшков...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_063.jpg

Вот чуть-чуть синенького...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_013.jpg

Тут чуть-чуть красненького, но без энтузиазма – так, с гулькин нос...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_024.jpg

Здесь скорее олива доминирует...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_051.jpg

Только один дворик немного порадовал свежестью красок. Уж казалось бы, герань – такое неприхотливое растеньице, да и цветёт чуть ли не круглый год, наплоди по всему Спелло, ан нет..

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_052.jpg

В ход в изобилии идут винные ящички, но как-то куце, не радостно выглядит стеночка. В общем, я в некотором разочаровании...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_062.jpg

О весеннем цветочном обострении напоминают лишь многочисленные конкурсные трофеи в виде памятных табличек...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_092.jpg

Но табличками сыт не будешь. Зато чем-чем в Спелло можно с лихвой насытиться, так это каменными улочками, уходящими то резко вверх, то круто вниз...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_071.jpg

/ Продолжение следует.

9

/ Продолжение.

Главная улица Спелло не очень живописна. Улочка как улочка. Высокие дома, магазинчики, лавочки, церкви, небольшие пьяццы... Сначала, у порта Консоларе, она берёт резво ввверх, но затем, сделав пару поворотов – после церкви Санта Мария Маджоре, начинает подниматься более полого...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_065.jpg

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_067.jpg

Правда, туристам с чемоданами от этого не легче...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_064.jpg

Гораздо более живописные улочки отходят вниз как раз от неё. Вот, к примеру, как эта, с простенькой церквушкой внизу...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_059.jpg

Но самый-самый цимус – это если углубиться в каменные хитросплетения. И тогда отыщутся настоящие шедевры. Эту улочку-лестницу я запомню надолго. В день приезда с погодой нам слегка не повезло. Ещё накануне вечером в Перудже случился дождь, утром мы выехали из города, когда над долинами стлался густой туман, а по небу над Спелло гуляли хмурые тучи. Для хождения по церквям – самое то, но не для топотушек по городу. После обеда мы всё-таки отправились поближе познакомиться со Спелло, но зонты с собой не взяли – нам показалось, что всё так и ограничится хмурым небом. Однако дождь застал нас как раз в этой подворотне. Сначала просто закапало и мы решили немножечко выждать, но потом полило как из ведра. Откуда ни возьмись в нашу подворотню прибежало итальянское семейство с кучей детей и там стало тесновато. Поначалу мы спасались на лестнице и потоки воды обходили нас стороной, но вскоре шумный ручей побежал и по ступенькам. Кстати, ступеньки на спелльских улочках необычные, они ребром вверх. Эту необычность, которая в сухое время воспринимается как некая городская причуда, в дождь становится более чем понятна: будь рёбра в другую сторону, навернуться с мокрой лестницы – легче лёгкого. И катиться на заднице будешь долго и весело... ))

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_060.jpg

Местным жителям все эти подъёмы/спуски более чем привычны...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_005.jpg

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_007.jpg

Местные автомобилисты тоже довольно-таки ловкие. Порой в такие щели протиснут свои машинки, что только диву даёшься.

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_046.jpg

Хороши виды городка с панорамой окрестных зелёных холмов...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_047.jpg

Впечатляющая Порта Венере. Утверждают, что стоит тут она со времён императора Августа. Башни по бокам ворот называются Торри ди Проперцио – в честь древнеримского поэта, который якобы родился в Спелло. Правда, эту честь оспаривает и Ассизи...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_014.jpg

Спелло – город бесчисленных арок. Это может быть подвесной переход между домами, в проёме которого открывается волшебный вид на жёлтые поля с кипарисами и оливами...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_003.jpg

Или брутальная кирпичная щель...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_050.jpg

Или украшенная росписью высокая арка над очередной улочкой-лестницей...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_001.jpg

Роспись, кстати, хоть и не шибко умелая, но и не новодел – 1911-го года.

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_002.jpg

В городе много таких любопытных деталей. Это может быть зелёная лампа, в сумраке ночи окрашивающая каменный закуток в мягкий волшебный цвет...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_057.jpg

Или железные барельефы с утопленным в каменную кладку почтовым ящиком...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_058.jpg

Красивые солнечные часы с рисунками по керамике, повествующими о местных традициях. Надпись в вольном переводе с латыни гласит нечто вроде «Хлеб всему голова!" )) Подобных, кстати, на этом доме в одном из дальних закоулков аж трое. Одни – в похвалу Оливы, другие – во славу Солнца.

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_004.jpg

Мадонна с клубком, покровительница местных мастериц... Идёшь по улочке, вдруг видишь широко распахнутые двери в какой-то каменный полуподвал, в котором за большим столом сидят 5-6 женщин и что-то кроят, шьют...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_066.jpg

Можно наткнуться на милый настенный медальон...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_094.jpg

Или встретить знакомого форумчанина, баллотирующегося на местных выборах. Узнаёте? ))

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_093.jpg

В Спелло достаточно прекрасно сохранились древние стены, опоясываюшие городок с незапамятных времён. Множество ворот вели в город. В нижнем ряду стен это были мощные оборонительные сооружения типа ворот Консоларе и Венере, а в верхнем – скорее декоративные, типа Порты дель Арче...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_006.jpg

Со стен открываются чарующие виды на окрестности...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_049.jpg

Вдали тает в предвечерней дымке Ассизи. Наверху – громада крепости Рокка Маджоре, пониже слева – знаменитая Базилика Сан Франческо...

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_009.jpg

/ Продолжение следует...

10

/ Продолжение.
А ещё Спелло – город кошек. Их здесь видимо-невидимо. Они везде. Прячутся в укромных местах на улице. Степенно их переходят. Гуляют по стенам. Вальяжно лежат на крышах автомобилей. Поодиночке и целыми компаниями. Они кажутся совершенно ручными. По крайней мере, стоит остановиться и нацелить на кису фотоаппарат, как она сразу же начинает идти навстречу и ластиться об ноги. Но нужно быть начеку. Чуть ей не по нраву – цапнет. Уж на что эта рыжая милашка, уж так ластилась, так ластилась, но стоило лишь погладить, как еле успел отдёрнуть пальцы от её острых клыков...

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_Cat_01.jpg

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_Cat_02.jpg

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_Cat_03.jpg

http://static2.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_Cat_04.jpg

http://static1.keep4u.ru/2015/08/31/Spello_Cat_05.jpg

/ Окончание следует.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Умбрийские топотушки