Третий путь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Умбрийские топотушки


Умбрийские топотушки

Сообщений 41 страница 50 из 55

41

Выруливаем к церкви. Нет, не просто шли-шли наобум и вдруг увидели. Специалом топали. Сразу видно – старый храм. С XI веку стоит. Колокольня XII века.  Santa Maria Infraportas. Инфрапортас - значит между воротами. Некогда Фолиньо был окружён крепостными стенами, церковь находилась между старыми и новыми воротами, отсюда и название.

http://s2.uploads.ru/duXDm.jpg

Внутри полно фресок XV-XVI веков. Жалко, что сохранились фрагментарно...

http://s6.uploads.ru/B49rY.jpg

Фреска XV века, изображающая Сан Джироламо и Санта Катерину Александрийскую.

http://s3.uploads.ru/m0VA4.jpg

Вот эти два молодца, судя по нимбам – святые, демонстрируют ранку на бедре. Поскольку сюжет схож, значит герой один и тот же. Но один выглядит как иван-дурак, другой - как король-королевич... )) На самом деле - это Сан Рокко. Его частенько изображают подобным образом – святой указывает на чумную язву на своей левой ноге. Ещё Сан Рокко обязательно должен изображаться с посохом паломника. В 1485 году венецианцы тайно вывезли мощи Сан Рокко из Монпелье в Венецию, они сейчас в церкви его имени. Покровитель чумных больных, сам сумевший вылечиться от чумы, Венеции был крайне необходим. ))

http://s2.uploads.ru/fc6zg.jpg

http://s2.uploads.ru/s7ktb.jpg

Небольшая капелла Вознесения Богородицы расписана фресками XIII-XIV веков "под Византию", в алтаре – «Благословляющий Христос между святыми Петром и Павлом». В углу – деревянная Мадонна с младенцем конца XII века. Копия, оригинал в музее.

http://s6.uploads.ru/3Ig6h.jpg

В паре квартальчиков от Инфрапортас стоит церквушка Сан Николо. Здесь,  в капелле Сан-Джузеппе, можно обнаружить полиптих Никколо Алунно, написанный в 1492 году. В 1808 году ненасытные французы увезли его в Париж, но папе Пию VII удалось в 1817-ом вернуть его обратно. Вазари хвалил Алунно и называл его "превосходным живописцем", а Павел Муратов отмечал, что "картины Алунно бедны художеством и богаты чувством". Полиптих из Сан Николо считается одним из лучших произведений художника.

http://s7.uploads.ru/6mNj0.jpg

42

Очень красивые капители, 1515 год. В этом доме в апреле 1472 года впервые была отпечатана "Божественная комедия" Данте, о чём повествует памятная доска над порталом. Помимо всего прочего, это была первая книга, напечатанная на итальянском языке. Сам печатный станок ныне стоит в ризнице Ораторио делла Нунциателла, где фреска Перуджино, и куда мы не попали.

http://s6.uploads.ru/g9y0Q.jpg

Великолепная дверь ренессансного палаццо Нути-Дели, XVI век...

http://s3.uploads.ru/7X4mZ.jpg

Нырнув в какую-то подворотню, обнаруживаем в палаццо Брунетти-Кандиотти XVIII века романтичный дворик со скульптурами...

http://s3.uploads.ru/9Y3wc.jpg

http://s7.uploads.ru/i0aov.jpg

Ну, и просто улочки...

http://s2.uploads.ru/D2SuI.jpg

http://s2.uploads.ru/fuB9v.jpg

http://s6.uploads.ru/oHmFe.jpg

http://s3.uploads.ru/Z53K9.jpg

/ Fin.

43

Если я ничего не путаю, то улочка на предпоследнем фото как раз упиралась в ту, на которой я жила - уж больно знакомый антураж, Фолиньо не баловало зелеными двориками.

Arial написал(а):

в палаццо Брунетти-Кандиотти XVIII века романтичный дворик со скульптурами...

а оттуда мен выперли  :'( Какие-то там были предпраздничные посиделки и праздных зевак гнали в шею....

44

М   О   Н   Т   Е   Ф   А   Л   Ь   К   О / восьмая топотушка
.
.
.

Некогда в прозрачное тихое утро Павел Муратов пешком отправился из Монтефалько в сторону Спелло. Это где-то 16 км. Часа четыре топать. Хорошо, что под горку. В отличие от Пал Палыча, ночевавшего в Монтефалько, мы жили в Спелло, так что нам топать в горку было совершенно несподручно. Поэтому одним солнечным не так чтобы утром мы в Монтефалько поехали. Сначала проскочили по-быстренькому на поезде до Фолиньо, а затем где-то полчаса автобусом пилили до Монтефалько. По пути автобус зарулил в Беванью, но Беванью мы проигнорировали. Автобус был почти пустой, человек эдак семь. Впереди нас сидела троица пожилых деревенских итальянцев. Всю дорогу они весело трепались с водителем. Уже перед самым Монтефалько крупная женщина, что сидела передо мной, вдруг обернулась и на чистейшем русском языке, спросила не из России ли мы? Да, из России-Матушки, подтвердили мы её догадку, на что женщина заметила, что давно не слышала русскую речь, потому, мол, и среагировала. А вот на мой взгляд в какой только италийской глуши не услышишь нонче русскую речь. Ладно бы туристы, так ведь и средь аборигенов уже давно не редкость. Помню, ждали мы орвиетский автобус в Баньореджо, а на детской площадке у остановки в пыли гоняли мячик двое русских малышей. Мигранты, они не только с Арабии ))

Монтефалько в переводе Соколиная гора. Городок отлично виден из Спелло. Если прийти к древним воротам Проперцио, то он будет прямо на ближнем горизонте. Его невозможно спутать ни с каким другим городком, потому что на его окраине возвышается уродливая водонапорная башня - эдакая летающая тарелка на высокой ножке. Хорошо, что на окраине. Иначе вид городка был бы просто изуродован. Конечно, я понимаю, водонапорная башня - дело нужное, но в случае с Монтефалько итальянцам явно изменило чувство вкуса, что обидно. Но если водонапорную башню "обрезать", то вид получается очень даже ничего. Особенно, если подъехать поближе. Пологие склоны, поросшие аккуратными рядами оливковых деревьев, вплотную подступают к невысоким крепостным стенам, над которыми лениво парят тучи соколов...

http://s3.uploads.ru/BHVOq.jpg

http://s6.uploads.ru/hCrmL.jpg
Источник фото

Монтефалько - городок на отшибе. Но раскрученный. Не так чтобы очень-очень, но понаехавших достаточно. Это не пустынный Треви, где даже на главной площади можно вопить что есть мочи "Памагите! Памагите! Как отсюда выбрацца?!" - никто даже ставен не приоткроет. В Монтефалько едут пить. В основном пить. Хотя знаменитое Монтефалько Сагрантино можно купить в Умбрии повсюду, наверное, дым отечества вкус здешнего вина сладок и приятен непосредственно на его родине. Отличить туриста от местного жителя в Монтефалько проще простого. В руках у туриста обязательно будут три бутылки в картонной упаковке с ручкой. Винотеки в Монтефалько на каждом шагу...

http://s6.uploads.ru/SD6ge.jpg

Быть в Монтефалько и не выпить Монтефалько Сагрантино - не есть правильно. Правильно выпить. Что мы и сделали за обедом. Хорошее вино. Красное лично у меня как-то не ассоциируется с летом и жарой. В жаркий день хочется холодненького белого. А ещё лучше ледяной шприц-кампари с долькой грейпфрута средь колотого льда и одинокой зелёной оливкой на дне. Однако в Монтефалько Монтефалько Сагрантино пошло на редкость удачно... ))

http://s3.uploads.ru/zXQZM.jpg

И пока мы дегустировали урожай прошлых лет, на окрестных холмах зрел урожай нового...

http://s3.uploads.ru/P7YRD.jpg

http://s7.uploads.ru/BxvbQ.jpg

Но если б я сказал, что мы приехали в Монтефалько выпить, то покривил бы душой, конечно. Выпить - это завсегда. А хорошо выпить - вдвойне. Однако прошлая и нынешняя слава Монтефалько не одним лишь сагрантино исчерпывается. Гордость Монтефалько в том, что именно отсюда, как говаривал всё тот же незабвенный Павел Муратов, пошла вся умбрийская живопись. Ноги практически всех знаменитых и просто известных умбрийских художников изрядно затоптали здешние улочки. В середине XV столетия Монтефалько для Умбрии стал тем же, чем была для Тосканы и всей срединной Италии сама великая Флоренция. И практически вся эта прелесть сосредоточилась на крошечном пятачке местной церкви Сан Франческо. К сожалению ли, к счастью ли, но нонче в церкви этой куда меньше народу, нежели у витрин винотек. Однако прежде чем мы зайдём в эту церковь, что была для нас главной приманкой в этой поездке в Монтефалько, погуляем немножко на Соколиной горе...

http://s3.uploads.ru/0ilfE.jpg

45

Городок принял нас неохотно. Едва мы подошли к воротам Сан Агостиньо, как они оказались прочно заперты грузовичком. В протискивании этого самого грузовичка в ворота принимали активное участие не только парочка полицейских, но и куча энтузиастов из местных, которые давали многочисленные советы водителю то сдавать назад, то крутить руль, то ещё что-то очевидно не менее дельное. Однако ворота были настолько узки, а развернуться поудобнее грузовичку было столь затруднительно, что минут десять мы томительно ждали в сторонке, когда же закончится сия эпопея.

http://s3.uploads.ru/EFaKk.jpg

Наконец грузовичок всё-же вполз в старый Монтефалько и мы смогли вслед за ним тоже пройти в ворота. На часах был полдень, мощёная булыжником мостовая легонечко вела в горку в сторону центральной площади...

http://s6.uploads.ru/t/T1kYP.jpg

Корсо и прилегающие улочки были украшены флагами...

http://s6.uploads.ru/VrBvI.jpg

Чисто визуально внутри Монтефалько ничем особо не отличался от того же Спелло, откуда мы прибыли. Всё те же брутальные арки, перемычки, ждущие туриста столики кафе и ресторанчиков...

http://s6.uploads.ru/SyXB3.jpg

http://s7.uploads.ru/IuLB0.jpg

http://s2.uploads.ru/UmuDv.jpg

http://s3.uploads.ru/hRile.jpg

Ну и конечно, вино, вино, вино. В витринах...

http://s6.uploads.ru/detjb.jpg

В руках...

http://s7.uploads.ru/MaCzk.jpg

И даже, как напоминание, в автомобильчике из бочки у дверей винотеки. Пока родители будут выбирать бутылочку красненького, в автобочке малыш может по идее поразвлечься...

http://s6.uploads.ru/Yhi9U.jpg

На участке главного городского корсо от ворот Сан Агостиньо до пьяццы дель Коммуне, которая была вся изгажена трибунами и заборами по случаю какого-то то ли предстоящего, то ли уже отшумевшего местного празднества, внимание привлекли только 2 (две) достопримечательности. Во-первых, красивая резная дверь...

http://s6.uploads.ru/GBTno.jpg

http://s3.uploads.ru/4OgEs.jpg

http://s7.uploads.ru/Zsykg.jpg

http://s6.uploads.ru/WykG9.jpg

И, во-вторых, церковь Сан Агостиньо. За совершенно аскетичным фасадом скрывалось обширное пустынное пространство, стены которого покрывали фрагменты древних фресок...

http://s7.uploads.ru/I1e09.jpg

/ Продолжение следует...

46

О, Монтефалько! Это хорошо, я до него так и не добралась, хоть у тебя посмотрю.

Arial написал(а):

красивая резная дверь...

Ручка у той двери клевая!

47

Строительство церкви было начато в 1275 году. На фреске Беноццо Гоццоли в церкви Сан Франческо можно видеть церковь такой, какой она была в 1489 году. О том, что здесь изображён именно Монтефалько, говорит герб города на крепостной стене - сокол на горе.

http://s7.uploads.ru/Ma45x.jpg

Строгий романский фасад с маленькой розой и простым порталом без всяких скульптурно-архитектурных "излишеств" - глазу не за что зацепиться, можно пройти мимо запросто. Но внутри каким-то чудом сохранились - пусть и фрагментарно, фрески XIV-XV веков. По левую руку сразу от входа внимание привлекает выцветшая фреска "Коронация Девы" - одна из самых древних. Эта фреска практически ровесница фресок Джотто в Ассизи. Авторство приписывают последователю Амброджио Лоренцетти. Мария уже на небесах и сам Христос возлагает на неё корону. Ангелы, изо всех сил надувая пухлые щёки, торжественно трубят в длинные трубы. Более всего интригует загадочная женщина, возлежащая ниже Марии в весьма вольной позе. В то время как глаза всех присутствующих на торжестве обращены к героям небесной церемонии, очи таинственной грустной незнакомки устремлены на зрителя, в упор смотрит... ))

http://s6.uploads.ru/Nnsbx.jpg

Другую столь же старую, XIV века фреску можно увидеть, если поднять голову к сводам пресвитерия. Левый сюжет я что-то не разобрал, по центру - барашка, то бишь Агнец Божий, ну а справа - столь любимое у художников Рождество с непременной сладкой парочкой из коровы и осла в изголовье колыбели.

http://s2.uploads.ru/dQR0L.jpg

Непосредственно у входа - Богоматерь Милосердная. Это уже XV век. Раскинула руки в стремлении утешить, обогреть всех. Рискну предположить, что Джованни ди Карадуччо Маззафорте писал фреску в холодные зимние дни, когда над Монтефалько свищут пронзительные ветра - плащ у Мадонны утеплённый, стёганый...

http://s7.uploads.ru/iDX12.jpg

По другую сторону входа - небольшая Мадонна дель Латте. Я так понимаю, что Кормящая. Тоже начало XV века.

http://s6.uploads.ru/ZJKxd.jpg

Левая стена нефа богата на украшенные фресками небольшие ниши. В одной из них - Мадонна делла Чинтола, или Мадонна с поясом. Дату росписи капеллы-ниши Джованни Баттиста Капорали, ученик Перуджино и приятель Рафаэля, обозначил на ступеньке трона - 1522. Мадонну сторожат святые Иаков и Иоанн Богослов. В их руках - толстые фолианты в одинаковых обложках. Бестселлер! Данте, наверное. А может это презенты, упакованные в подарочную бумагу? Вон и ленточки видны )) За спиной Мадонны - роскошный пейзаж. То ли большое озеро, то ли морской залив - ибо корабль на глади.

http://s7.uploads.ru/NXxwl.jpg

Рядом, в соседней нише - Мадонна с младенцем и святыми (XV век). Её приписывают Уголино ди Гисберто. Слева - св. Августин, справа -  пресвятой Анджело из Фолиньо, основатель монастыря.

http://s6.uploads.ru/CWnr9.jpg

В его руках - модель Монтефалько. Отлично видны ворота Сант Агостиньо, через которые спустя 500 лет мы вошли в этот городок... )) Глядя на эту фреску, ясно, что ничто не ново под луной, всё давным давно придумано задолго до нас )) Я о подушке с кисточкой, что подоткнула Мадонна себе под левый бок...

http://s2.uploads.ru/1KHo6.jpg

И ещё одну фреску мне хочется показать. Она написана на колонне. Сюжет совершенно загадочный - Христос брезгливо выбрасывает серебряную монету в чашу. Кесарю кесарево, а Богу Богово... Да, тут сразу вспоминается тициановский Динарий кесаря, но что-то хронология тут явно не стыкуется. Но если это всё же притча о динарии, то неизвестный умбрийский художник кажется мне даже глубже Тициана. И пугающе актуальным по нонешним временам... ))

http://s2.uploads.ru/wCyIT.jpg

/ Продолжение следует.

48

У меня всплыла версия с динарием. Но у моих друзей появились и другие. Высказывалась версия про 30 сребренников. Потом появилась версия про гостию - евхаристический хлебец, который католики используют при причастии. Художник, конечно, человек вольный и может препарировать сюжет в соответствии с собственными представлениями и идеями. Но вот что-то московский Энгр сомневается, его Мадонна с каким-то подозрением смотрит на кругляш... ))

http://s7.uploads.ru/t/9alSE.jpg
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадонна перед чашей с причастием. 1841.  Холст, масло. 116x84.
Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В электронном каталоге Алинари, в котором, кажется, можно найти любое произведение искусства Италии, данная фреска фигурирует под названием "Христос, несущий крест", приписывается она последователю Гоццоли и датируется серединой XV века. Никакого динария, сребренников и  евхаристического миктрикова хлебца )) Последний, впрочем, имеет право на жизнь, ибо рецепты гостии известны с XII веку, а значит во времена Гоццоли хождение уже имели.

В "Тайной вечере" Хуана де Хуанеса, написанной в те же времена, эта таинственная круглая штука тоже присутствует. При этом прозаический хлеб на столе вроде как в изобилии, но Христос уже успел выпечь для сподвижников ритуальный и все прямо-таки в полном восторге - вааау! ))

http://s2.uploads.ru/t/X3Un1.jpg
Хуан де Хуанес. Тайная вечеря. Около 1562. Дерево, масло. 116x191. Мадрид, Прадо.

Остаётся выяснить, что же всё-таки изображено на сём загадочном кругляше? Если крест или агнец - тогда это гостия. Ежели профиль какого цезаря - тогда сие динарий. Поскольку вряд ли я окажусь в Монтефалько снова, остаётся лишь ждать, когда кто-то доберётся до Сант Агостиньо и сфотографирует-таки эту круглую штуковину крупным планом. ))

49

Покинув Сант Агостиньо, мы направились на пьяццу в центре Монтефалько. Пьяцца дель Комуне к нашему появлению совершенно не подготовилась - была сплошь загажена приготовлениями, видимо, к какому-то местному празднику. Повсюду металлические трибуны, заграждения, сцена на полплощади...

http://s2.uploads.ru/olxba.jpg

Здесь нет, конечно, архитектурных шедевров, однако в обычные дни пьяцца по-провинциальному мила и её спокойный, слегка выцветший колорит навевает уют и деревенский покой. Украшением площади является палаццо Комунале, здание постройки рубежа XIII-XIV веков. Простое, никак орнаментально-скульптурно не украшенное, но с довольно-таки гармоничной лоджией. Теплым летним вечером здесь должно быть очень умиротворённо...

http://s3.uploads.ru/C7Pig.jpg
Источник фото

Строгий портик нынешнего муниципалитета оживляют старинные часы и герб городка с неизменным соколом...

http://s3.uploads.ru/t/EtPF2.jpg

Другим зданием, сразу бросающимся в глаза, едва выходишь на площадь, является кирпичик бывшей церкви Сан Филиппо Нери, возведённой в XVIII веке. Ныне здесь театр. Вернее, если учитывать невеликие размеры, - театрик...

http://s2.uploads.ru/t/8Az1f.jpg

50

Конечно, неподготовленный турист на пьяцце не задержится и, отщёлкнув дежурный кадр, поспешит в главное художественное сокровище Монтефалько - в музей Сан Франческо, или же плюхнется за столик ресторанчика, чтобы насладиться местными гастрономическими шедеврами под бокальчик Монтефалько Сагрантино. Но я-то турист подготовленный )), а посему, едва появившись на пьяцце, сразу же стал искать Ораторио Санта Мария ди Пьяцца. Найти ораторий непросто. Архитектурно он никак не выделяется. Так что ничего не оставалось делать, как обходить пьяццу по кругу, внимательно обозревая все подозрительные двери. Конечно, ораторий нашёлся. И, по счастью, он даже был открыт. По счастью - потому что, будь он закрыт, ни за что не догадаешься, что за этой скромной арочкой прячется крошечная церквушка. Чтобы будущий муратов не терял время на поиски, выкладываю навигатор. Ораторий - аккурат напротив палаццо Комунале...

http://s7.uploads.ru/t/HFnlL.jpg

http://s6.uploads.ru/UIP68.jpg
Источник фото.

Красивый порфировый портал прячется за цветочными кадками...

http://s3.uploads.ru/t/aqkhl.jpg

Если двери открыты, сокровище крошечного оратория видно сразу. Это Меланцио. Франческо Меланцио...

http://s7.uploads.ru/o18SV.jpg

Что мы знаем о Франческо Меланцио? Да ничего мы о нём не знаем. Гугл тут бесполезен! Меланцио тепло упоминает Муратов в своих "Образах Италии". Но лишь упоминает. Всего один муратовский абзац - это всё, что имеется в рунете об этом художнике.

С большим вниманием присматриваешься здесь к такому маленькому, совершенно неизвестному и не встречающемуся нигде, кроме родного города, художнику, как Франческо Меланцио да Монтефалько, которому принадлежат несколько образов и несколько фресковых фрагментов. Этот Меланцио остается одним из самых свежих и приятных итальянских воспоминаний. Его живопись удивительно приближает нас к тому чувству прекрасного, каким были наделены "средние" люди того времени, сам тот гениальный народ. Обитатели Монтефалько, до сих пор говорящие "наш Меланцио", любят рассказывать, что художник писал Мадонну всегда со своей жены. В самом деле, мадонны Меланцио соединяют прелесть милого, живого портрета с верным пониманием того, как в человеческом лице можно прозреть лицо божественное. По всему видно, как весело и легко работал художник, когда он писал жену и младенца, сжимающего в ручке щегла или отведавшего вишню с веточки, на которой осталось еще две ягоды. Он умел вложить в это всю свою деревенскую любовь к дому и умел делать самые нехитрые вещи достойными искусства. Но вот наступает торжественный день для Монтефалько, - великий проповедник, святой Бернардин из Сьены идет сюда, чтобы на городской площади поучать народ своими новеллами. Все лучшие граждане выйдут встречать его торжественной процессией за городские ворота, неся свою хоругвь, священный "gonfalone". Меланцио пишет гонфалонэ, он пишет на нем Мадонну и [святых] покровителей Монтефалько, Себастьяна, Фортунато и Севера, Татьяну. Но ему хочется как-то еще выразить весь праздник, каким полна душа старого Монтефалько, живущая в его душе. Он пишет поэтому море, которого никогда не видел, и корабли, плывущие к далеким землям, куда летели его художнические мечтания.

Муратов, несмотря на столетие, минувшее с момента выхода его "Образов", по-прежнему большой авторитет у всякого, кто не чужд интереса к художественному наследию Италии. Так что пройти мимо оратория на пьяцце я никак не мог. Действительно, младенец со щеглом. Крошечная ручка с силой сжимает хрупкую пичужку...

http://s2.uploads.ru/gZips.jpg


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Умбрийские топотушки