Третий путь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Умбрийские топотушки


Умбрийские топотушки

Сообщений 51 страница 55 из 55

51

Чтобы не расставаться с Меланцио, поспешим в Сан Франческо. Бывшая церковь Сан Франческо, а ныне музей, в двух шагах от пьяццы, в самом начале улочки, спускающейся к воротам Порта делла Рокка...

http://s3.uploads.ru/t/2Nuzm.jpg

Музей состоит из двух частей - маленькой пинакотеки и, собственно, церкви. На фасаде музея - памятная доска. Церковь с художественной точки зрения богатейшая. Тут отметились два гения срединной Италии - Перуджино и Гоццоли. Наверняка жители Монтефалько гордятся этим фактом. Именно Перуджино с Гоццоли влекут сюда ценителей искусства со всего мира, однако Перуджино и Гоццоли были пришлыми, а Меланцио - свой, родной. И потому памятная доска - ему...

http://s7.uploads.ru/4GkYd.jpg

А где-то у городской стены, говорят, одиноко стоит скамья с видом на Ассизи (не зря Монтефалько называют Балконом Умбрии), над которой висит мраморная доска с цитатой из поэмы "Le città del silenzio" неистового и чувственого Габриэля д"Аннуцио:

                  * * *

Montefalco, Benozzo pinse a fresco
giovenilmente in te le belle mura
ebro d’amor per ogni creatura
viva fratello al sol come Francesco.

Dolce come sul poggio il melo e il pesco,
chiara come il Clitunno alla pianura,
di fiori ed acqua era la sua pintura,
beate del sorriso di Francesco.

E l’azzurro non desti anche al tuo biondo
Melanzio, e il verde? Verde d’arboscelli
azzurro di colline per gli altari;

Sicché par che lo stesso ciel rischiari
la tua campagna e nel tuo cor profondo
l’anima che t’ornarono i pennelli.

Не силён в итальянском, но, кажется, д"Аннуцио был очарован сине-зелеными красками Меланцио. ))

UPD / Урра! "провокация" удалась и у меня появился замечательный перевод, сделанный Миктриком - спасибо ему:

                  * * *

Монтефалько, Беноццо в свою фреску
Вложил порыв натуры молодой,
Любовь к природе чудной и живой.
Брат Cолнцу, как Святой Франческо!

Есть сочных персиков и яблок сладость,
Спокойствие Клитумна на равнине,
Цветы с водою в красках на картине,
Блаженного святого радость.

Не золотом ты зрителя пленяешь,
На алтарях - холмах и деревцах
Лазурь и зелень у тебя милее.

И кажется, что мир наш стал светлее,
Когда долину ты отображаешь
В своей душе, картинах и сердцах.

В пинакотеке буквально столбенеешь у большого полотна кисти Меланцио "Мадонна дель Соккорсо" (Мадонна Спасительница)...

http://s2.uploads.ru/t/PLyTf.jpg

Обычно Мадонна довольно-таки миролюбива. Сидит себе на троне в окружении святых, нянчит младенца. А тут она воинственно замахивается дубиной. Не часто встречающийся сюжет, его ещё поискать по музеям мира ой-ой-ой. Но в музее Сан Франческо таких грозных Мадонн аж две. Вторая - в церкви. Правда, кисти Тиберия Ассизского...

http://s7.uploads.ru/t/ALwUz.jpg

Легенда гласит, что у некоей матери ребёнок был столь непослушен, что та в сердцах неосмотрительно воскликнула "Чёрт тебя побери!". Чёрт тут же явился и вцепился в юного шалопая. Мать одумалась, ужаснулась и бросилась за защитой к Мадонне... Если у Меланцио Мадонна смотрит на дьявола, пытающегося увлечь ребёнка на неправедный путь, со снисходительным презрением, то у Тиберия Ассизского она, по-моему, несколько удивлена его нахальной настойчивостью... )) Но напрасно я бегал по музею в её поисках - картина отсутствовала. Уже позже, вернувшись, прочитал, что в преддверии грандиозной выставки EXPO-2015 в Милане итальянские музеи здорово пограбили. Ни минула сия доля и музей Сан Франческо в Монтефалько. Мадонна с дубинкой Тиберия Ассизского уехала на Север. Туда же отправились ещё два музейных полотна: совершенно чарующая Санта Катерина со святыми кисти Антониаццо Романо и Мадонна с младенцем и со святыми кисти Меланцио 1488 года письма. О несвоевременном отъезде последней можно было сильно горевать: на ней в образе св. Cеверуса Меланцио изобразил самого себя. Златовласый. Здесь ему всего 27 лет...

http://s7.uploads.ru/t/SkEU7.jpg

Но настоящим мавзолеем творчества Франческо Меланцио является небольшая церквушка Санта Иллюмината на далёкой окраине Монтефалько. Чтобы в нее попасть, надо пройти вдоль стен Монтефалько до церкви Санта Кьяра, а затем свернуть на улочку, уходящую прочь от городских стен. Там идти-то всего ничего - метров 200-300. Но я... забыл. Мы дошли до Санта Кьяры, естественно, заглянули в церковь, вышли, я посмотрел на часы  - было около часу дня... И тут я совершенно некстати вспомнил предупреждение Мелоди дель Мар о том, что в маленьких убрийских городках садиться обедать надо не позже часу дня. Иначе рискуешь остаться голодным. Не сказал бы, что желудок так уж требовал еды, но мысль о скорой сиесте напрочь выбила из головы Санту Иллюминату. И мы поспешили обратно наверх. О Санта Иллюминате я вспомнил уже в автобусе, который увозил нас из Монтефалько. Так что это Юля виновата!  :D

Но ничего. Я знаю, кто был в Санта Иллюминате. До меня в Монтефалько побывала CosMary. А поскольку и я туда вскорости собирался, то мы с нею общались на предмет куда сходить, что посмотреть, что пить. И помнится, Марина, я тебе и посоветовал обязательно навестить Санта Иллюминату. А раз так, то тебе о ней и рассказывать! Может, в Санта Иллюминате младенец не доел муратовские вишенки?  :D Тем более, что... / * коварно ))

CosMary написал(а):

Я ехала в Сан-Франческу и в Сан-Иллюминату. ) А вино так, по пути.

Arial написал(а):

А я мимо Сан Иллюминаты неожиданно для себя пролетел )) Надеюсь, ты дополнишь мой опус своими впечатлениями. Жди сигнала )) Сильная церквушка.

CosMary написал(а):

Всегда готова ))


пауза...

UPD /

CosMary написал(а):

Ой, Дим, прости за паузу! Но и в самом деле сейчас совершенно некогда, веришь, только что домой пришла. Поэтому подтверждаю свою готовность присоединиться к твоему рассказу по части Санты Иллюминаты, но чуть позднее, после праздников. А пока забавная картинка из Сан Франчески: как думаете, евангелист Иоанн курит или пишет двумя руками?


http://s2.uploads.ru/t/ewucz.jpg

52

CosMary - мастер загадок  :cool: Сначала я подумал, что она пошутила и белый "дымок" - это дефект фрески. Типа плюющегося св. Франциска из той же церкви...

http://s6.uploads.ru/t/ITL1p.jpg

Загадка СosMary на потолке часовни Благовещения, но я там не снимал...

http://s2.uploads.ru/t/ljBnS.jpg

Я был злой, что на месте не оказалось Мадонны с дубиной Тиберия Ассизского. Я как раз спустился из пинакотеки, вошёл в церковь, глядь - а Тиберия нету...  :dontknow:

http://s6.uploads.ru/t/rLk8F.jpg
Фото с официального сайта музея Сан Франческо - самого бестолкового и идиотского музейного сайта в мире!

Ну а поскольку главное в Сан Франческо - это Гоццоли, то я прежде всего двинул смотреть капеллу Беноццо, а уж всё остальное пошло по остаточному принципу. Времени на Сан Франческо у меня было немного - всего час, так что многое не снимал. А жаль. В капелле Благовещения в нише около двери ещё одна забавность выписана сажей - кошка крадуче охотится за гусем... Так что на потолок я голову, конечно, задрал, но фотографировать не стал. Зато я догадался отщёлкнуть кадр по-соседству - в капелле Санта Мария Ассунта. И вот там - на потолке, есть все ответы на загадко СosMary... ))

http://s6.uploads.ru/H27AT.jpg

Скажу честно, в самой церкви я не увидел того, что увидела она. Щёлкнул и переместился к другим фрескам. Всё-таки я страшно невнимательный и ленивый подчас. )) Это сейчас, после загадки, я полез смотреть собственные снимки и... увидел! Евангелисты сидят парочками с отцами церкви и усердно пишутъ! Ну, пишутъ и пишутъ, надо же какая невидаль, пошли дальше! А СosMary увидела, что они при этом ещё и курят, вот же глазастая! )) Насчёт курева она, понятно, пошутила - Магеллан ещё не народился, но вот как и чем они пишутъ - это стало мне сейчас, задним числом, дюже интересно. Поскольку палеографию, что изучал в универе, я уже благополучно забыл, гугль был мне в помощь...

Начнём опять же с Иоанна. Ему в пару художник дал св. Августина. Ах, мой милый Августин, Августин, Августин! :whistle: Иоанн сосредоточенно пишет. И пишет правой рукой, значит евангелист был правшой. Августин не менее сосредоточенно манипулирует письменными принадлежностями. Что это за штуковины? Что фреска CosMary, что моя фреска - это Джованни ди Коррадуччио. Значит, начало XV века. Значит, писали не на папирусе, а на пергаменте. Но не на бумаге. Хотя бумага уже была (её делали из разваренного льняного тряпья и это изобретение принесли в Европу арабские беженцы умельцы). Но в руках у наших писцов по 2 прибора, значит это пергамент - тонко выделанные листы или свитки из шкур.

http://s3.uploads.ru/yWcrJ.jpg

Чем писали в это время? Каламы - палочки из тростника, уже были в прошлом. В ходу были гусиные (в основном) перья. Но не те, с роскошным оперением, что мы знаем из пушкинского Онегина, а куцые, общипанные. Что мы и наблюдаем у обоих Иоаннов. Первый задумался, надул губки, явно собираясь послюнявить перо - формулирует мыслю. )) Второй уже отформулировал и шустро выписывает аккуратные буковки...

А что у них у всех в левой руке? Нож! Перо быстро тупилось.

Джон из Тильбюри, один из студентов из дома Томаса Бекета (двенадцатый век), рассказывал, что клерку, пишущему под диктовку, приходится так часто заострять перо, что ему самому требовалось от ста до шестидесяти заранее подготовленных и очиненных перьев в день. Из этого следует, что в течение дня хорошему писцу приходилось заострять свое перо не менее шестидесяти раз. / Источник


Вот почему все наши писуны ни на минуту не выпускают из рук оба прибора - перо и нож. Мне кажется, что св. Августин как раз чинит своё перышко. Мне даже кажется, что он расщепляет кончик. Причём, строгали перо не так, как мы чиним карандаш - от себя, а к себе. Потому у св. Августина и такое странное на первый взгляд положение рук. Кроме того, нож помогал исправлять орфографию - им просто тупо соскребали с пергамента ашипку.

Здесь Матвей и св. Амврозий сверяют написанное по первоисточнику...

http://s2.uploads.ru/t/cFPHL.jpg

Пёрышко Мэттью отдыхает в специальном рожке, на столе у Амвросия приютилась чернильница...

http://s6.uploads.ru/t/XrBs3.jpg

Лука что-то диктует св. Григорию. Тот надул щеки и, кажется, смеет возражать Евангелисту...

http://s3.uploads.ru/g29Gr.jpg

А что же Марк? Марк у меня в кадре, увы, не поместился... Может, у кого-нибудь завалялся? ))

UPD / Завалялся в блоге Татьяны Жаковской , где св. Марка обнаружили Неслучайный гости  - спасибо им.

http://s2.uploads.ru/t/MPrwd.jpg
Источник фото

Cв. Иероним - кстати, покровитель переводчиков (Миктрик!  :flag: ), как раз окунает перо в чернильницу. Видимо, переводят д'Аннунцио... ))

http://s3.uploads.ru/t/3RyLf.jpg
Габриэль д'Аннунцио на террасе Казетты Росса. Гранд Канал, Венеция. 1915.

53

Заполним паузу своей загадко... )) Чьё это лицо - мужское или женское?

http://s7.uploads.ru/t/k2GgS.jpg

Для полноты анализа даю и ногу персонажа (у нас же топотушки ))...

http://s2.uploads.ru/t/EKfOa.jpg

...

Трое наших лучших гендер-эксперта в лице ANEM'a, CosMary и Julia однозначно признали в Красной шапочке трансвестита мужчину )) Т.е. категорически не согласны с Муратовым, который полагал, что это женщина! Вот и я, стоя в пинакотеке музея Сан Франческо перед картиной Меланцио, был в полном недоумении. Кудри кудрями, но глаза-то не обманешь! Как там у Пруткова - "Если на клетке со слоном написано "Буйвол", не верь глазам своим" )) Читаем внимательно Муратова:

П.П. Муратов написал(а):

Меланцио пишет гонфалонэ, он пишет на нем Мадонну и [святых] покровителей Монтефалько, Себастьяна, Фортунато и Севера, Татьяну.

Смотрим на картину...

http://s7.uploads.ru/oedvI.jpg

Ужель та самая Татьяна, что в красной шапочке? Других-то претендентов у Меланцио нет, сама Мадонна не в счёт. Не знаю, что было написано на табличке у картины, когда перед нею стоял Павел Павлович (и были ли вообще в музее/церкви таблички сто лет назад?), но когда я сунул свой нос в табличку сбоку от полотна, никакой Татьяны там не обнаружилось. Картина называется "Мадонна на троне с младенцем и святыми". Святых - шесть. Слева - босоногие, справа - обутые. Слева - Франциск, Антоний Падуанский и Бернардино из Сиены. Справа - Фортунат, Людовик Тулузский и... - очевидно, как раз муратовская Татьяна. )) Фортуната опознать легко. Небесный покровитель Монтефалько держит в руках торт макет города. Людовик Тулузский опознается по епископской шапке. Остаётся лишь... златокудрая Танечка с кривыми мускулистыми ногами, которая воинственно опирается на меч...

И кому верить?! Авторитету Муратова или собственным глазам? Так кто же этот кудрявый незнакомец? Открою тайну сию - это Северус Снегг! Хотя... нет, не Снегг. Снегг постарше был и из пожирателей Смерти, он любил шастать в чёрной развевающемся хламиде, а главное - у него волосы были цвета вороного крыла, а тут златовласка...

Такая же, как в Ораторио ди Санта Мария ин Пьяцца, где мы недавно были...

http://s3.uploads.ru/t/v6UbG.jpg

Опять златые кудри, опять мягкое женственное лицо, опять красная шапочка, опять острый меч. И опять кривые ноги! Сан Северо это, Сан Северо! Севера Муратов вроде бы и упомянул, но, похоже, окончательно запутался с атрибуцией. Все прочие-то со своими лысинами, кроме Златовласки в Красной шапке, на роль Татьяны ну никак не тянут. И кстати, а муратовский Себастьян-то где?  :hobo: Чесслово, я три раза тупо и честно смотрел в книжку:

П.П. Муратов написал(а):

Меланцио пишет гонфалонэ, он пишет на нём Мадонну и [святых] покровителей Монтефалько, Себастьяна, Фортунато и Севера, Татьяну.


Эх, Муратов, эх, Пал Палыч! ))

Кстати2, если присмотреться к макету города в руках Сан Фортунато, то для всякого, кто был в Монтефалько, вывод неизбежен - ничего здесь почти не изменилось за минувшие века. Всё то же нагроможденье камня, всё те же стены, башни. Двойня башен Порты делла Рокка на месте. Вот только часов на Порта Сант Агостиньо ещё нету...

http://s7.uploads.ru/t/nDmMj.jpg

54

Ну, раз уж П.П. Муратов вышел из доверия, продолжим его препарировать дальше . Читатель я да, зловредный )) Коль в одной единственной фразе Муратов допустил сразу две промашки, то что там у него тогда с гонфалоне? Гонфалон, как известно, это такое средневековое знамя или баннер квадратной формы, украшенный лентами и вымпелами, который носят по улицам во главе какой-либо процессии. Если по-русски, то просто хоругвь. И как-то музейная картина с хоругвью у меня совершенно не ассоциировалась. Что квадрат - это точно. Но тряпка ли? Помятуя о повсеместных камерах наблюдения под потолками музеев, я благоразумно в полотно тыкать пальцем не стал, поверил табличке - "Тempera su tela / Темпера на холсте". Рама у этой Мадонны Меланцио очень бедненькая, просто лёгкая окантовочка по сути - лишь бы холст натянуть. Но и у Мадонны с дубинкой, что висит по-соседству, рамочка тоже достаточно символическая - может и её таскали в качестве гонфалона по улочкам Монтефалько, распугивая местных педофилов? )) В общем муратовская Мадонна как гонфалон вызвала у меня некоторые сомнения, однако, вернувшись из Монтефалько в свою спелловскую обитель, я всё-таки выпытал у гугля, что действительно в стародавние времена картина была торжественным баннером, т.е. гонфалоном. Так что тут Муратов не наврал. ))

А вот насчёт того, что Меланцио - художник сугубо монтефальковский, тут Павел Павлович опять-таки не прав. Судя по всему как живописец Меланцио действительно редко получал заказы за границами города. Но всё-таки изредка отлучался. Потому что помимо Монтефалько он отметился также по разочку в недалёких Фолиньо и Масса Мартане, а также аж трижды в разных церквях Треви. Правда, сохранился он там плохонько, фрагментарно. Наверное, потому и не привлёк внимания Муратова. Отсюда категоричное муратовское - "нигде, кроме". И отсюда же, думаю, утверждение Муратова, что Меланцио никогда не видел моря. Но Монтефалько - не Красноярск, откуда до ближайшего моря топать полжизни. Как-то не верится, что Меланцио бывал лишь на берегу Клитумна...

http://s2.uploads.ru/t/3uqOL.jpg

Мораль сей басни такова: продолжаем чтить "Образы", но критично. Не сотвори себе кумира! ))

55

В ожидании бенефиса CosMary на просторах интернета нашлась и картина Меланцио с его автопортретом. Сначала её обнаружил Marc - спасибо ему, а потом и я - спасиба мне. ))

http://s3.uploads.ru/EFuKy.jpg
Источник фото

Великолепная картина. Вся в злате! Мадонна с младенцем и кучкой ангелов за спиной. Все ангелы - в оливково-зелёном. Словно в форме хорового коллектива. И квартет святых, само собой. Сан Себастьян в балетной позе, отрешённо углубившийся в чтение Сан Фортунато - слева, и сам Франческо Меланцио Сан Северо с Санта Кьярой Монтефалькской - справа. Мне кажется, Меланцио тут нескромен - он в такого же цвета тунике, что и ангелы. Написана в 1488-ом. Полное ощущение, что все персонажи сами по себе. Мадонна заслушалась ангельское пение, а младенец заигрался с мячиком ))

Сан Северо Меланцио - персонаж любопытный. Как-то в Перудже ранним утром мы с женой отправились в церковь Сан Северо в тамошнюю капеллу смотреть фреску, которую начал Перуджино, а закончил его ученик - небезызвестный Рафаэль. Пришли минут за десять, поиграли в ожидании открытия с кошками, что нежились на майском солнышке. Наконец прибежала служительница, мы купили билеты, женщина откинула перед нами тяжёлый бархатный полог, за которым оказалась крошечная капеллка. Мы сидели перед фреской в полном одиночестве - кроме нас так никто более с утра и не подошёл. Тамошняя Мадонна тоже окружена шестеркой святых - по трое по каждую руку, но ни св. Фортуната, ни Сан Северо в её свите нет. Парадокс: в капелле Сан Северо самого Сан Северо нет. )) Но сейчас это не важно. Даже если бы он там и был, то это не наш Сан Северо. Этот Сан Северо - епископ из Равенны, а наш был солдатом. Но прежде чем поведать о нашем герое, нужно хотя бы чуть-чуть рассказать о св. Фортунате. Потому что без Сан Фортунато Сан Северо - никто и звать его никак. Судьба нашего Сан Северо тесно переплетена с судьбой Сан Фортунато.

Сан Фортунато

История сия стародавняя, она имела место быть на рубеже IV и V веков. Фортунат был скромным священником в местечке Туррита - крохотной деревушке, что в паре-тройке километров южнее Монтефалько. К тому же он был бедным священником и для поддержания штанов ему приходилось крестьянствовать. Однажды он в поте лица копал землю и вдруг нашёл две монеты. Монеты были грязные, Фортунат сунул их в карман и забыл про них. Вечером, отправившись домой, он встретил на дороге нищего и - вспомнив о монетах, решил их отдать. Когда он вытащил монеты из кармана, то внезапно почти уже севшее солнце на мгновение осветило их и они блеснули чистым золотом. Поддавшись внезапно вспыхнувшей алчности Фортунат было засомневался, но быстро устыдился и, торопливо сунув монеты в ладонь нищего, поспешил прочь. Впрочем, он и раньше не был жаден до денег и частенько отдавал заработанное собственными мозолями своим более бедным прихожанам. За то его и любили в деревне.

Чудо случилось после его смерти. Старая сучковатая палка, которой он обычно гнал свой скот на пастбище, внезапно... ожила. Пустила корни, ветви, распустилась листьями, цветами. И стала большим тенистым деревом. Разве не чудо? Народ в деревне был тёмный, но шустрый. Слух о чуде быстро распространился по округе. Люди стали собираться под этим деревом и вспоминать добрым словом своего пастыря - святой, святой человек был! Память о нём была долгой. В VII веке стародавняя история была записана. А еще много-много позднее под Монтефалько был основан монастырь Сан Фортунато. Однажды папа Николай V поручит Беноццо Гоццоли написать в монастыре фрески. Вообще, если бы не художники, коими была так богата эта земля, мы бы сегодня и знать не знали об этих славных, но в общем-то рядовых местечковых знаменитостях святых. Но до Сан Фортунато я не добрался и тамошние фрески не видел.

У каждого святого существует своя атрибутика, которая помогает нам хоть как-то визуально отличать одного от другого. Сан Фортунато принято изображать в одеянии священника (с книжкой или без оной), но обязательно с чудесной палкой, на конце которой зеленеет пучок молодых листьев.

http://s3.uploads.ru/Yu5kj.jpg
Беноццо Гоццоли. Сан Фортунато на троне. 1450. Фреска. Монастырь Сан Фортунато, Монтефалько.

У Гоццоли Фортунат больше похож на римского императора. Властный, суровый, жёсткий, крепко сжимающий не палку - скипетр! У Меланцио Фортунат более земной. Эдакий чудаковатый профессор с метёлкой - пыль с университетских книжек смахивать...

Сан Северо

Прошло 20 лет. Мимо могилы Сан Фортунато проходил солдат по имени Северо. Проходил не по своей воле. Его вели в цепях в Равенну, где он должен был предстать перед судом по обвинению в краже. Дело в том, что незадолго до этого Северо пахал на волах свой участок земли в районе городка Мартана и обнаружил... клад. Вот ведь как была богата золотом умбрийская земля в те седые времена! Северо был прагматичнее Фортуната и не собирался раздавать злато направо-налево. Он убил одного из быков, наполнив его желудок частью найденного, а остальное отправил императору в качестве дара. Император в ответ расщедрился и наградил солдата должностью Magister militum (нечто военное). Видимо, звание это было весьма желанно, поскольку некий патриций Вакко из Равенны, занимавший аналогичный по рангу, но гражданский пост, из зависти или кастовой неприязни капнул наверх, что Северо презентовал императору не весь клад, а только его часть. Северо арестовали.

Нужно сказать, что он был уже совсем даже не юноша. Согласно преданию родился он около 380 года, а значит -  с учетом того, что Сан Фортунато почил в бозе в 395-м и с этой даты прошло 20 лет, ему было 35. Так сказать, мужчина в расцвете сил. Так вот, вели его в Равенну среди прочих таких же горемык-арестантов. В Монтефалько им пришлось задержаться на ночь, поскольку рухнул мост через Клитумн, а тащиться в обход начальнику стражи не хотелось. Северо поинтересовался у местных, есть ли тут особо чтимые места. Те ответствовали, что есть одна святая могилка. Северо простёр руки в её направлении и стал молить Сан Фортунато о помощи, обещая взамен построить в его честь церковь. Сан Фортунато внял мольбам солдата, явился во сне к доносчику и пригрозил смертью, ежели тот не снимет свои обвинения. Так оно было или не так - одному Господу известно, но под Губбио конвой встретил гонца из Равенны с приказом об освобождении Северо по причине невиновности. Тот сразу смекнул, кто именно ему помог. Он мог вернуться домой, но решил продолжить путь вместе с отрядом. В воротах Равенны его встретил раскаявшийся Вакко, моливший о прощении. Во имя Бога Северо великодушно простил негодяя.

На обратном пути, верный обещанию, Северо осел в Монтефалько и построил здесь прекрасную церковь в честь Сан Фортунато - чему спрятанная в желудке быка золотая заначка в немалой степени и поспособствовала. Останки Сан Фортунато перенесли из скромной могилы в новую церковь. Спустя 8 дней на освящение храма прибыл епископ из Сполето и во время торжеств на голову Северо... уселся белый голубь. Это был знак свыше. Тогда считалось, что если на голову садится белый голубь, значит Господь конкретно указывает, кого он считает достойным святости. После этого чуда Северо окончательно уверовал и остаток жизни провел в неустанных молитвах в пещерах и всяких землянках, кои рыл собственноручно, а всё свое состояние до последней монеточки истратил на строительство церквей. В 445 году - в возрасте 65 лет, Сан Северо скончался. Жители Монтефалько торжественно перенесли его останки в монастырь Сан Фортунато, где саркофаг святого покоится и поныне. Правда, пустой.

Что касается иконографии. Сан Северо изображается солдатом в тунике и плаще с мечом в руке. Иногда над его головой белеет голубь - символ Святого Духа, но таких изображений Сан Северо я лично не видел. И почему-то на тех, что я видел (или встречал в интернете) Сан Северо слишком молодо выглядит для 35-летнего заматерелого солдата.

/ продолжение следует


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Умбрийские топотушки