Третий путь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Ростов Великий: три дня на берегу Неро


Ростов Великий: три дня на берегу Неро

Сообщений 11 страница 20 из 42

11

Прямо у Звонницы за восточной стеной хорошо видна церковь Спаса на Торгу. Нынешний храма был возведен по благословению всё того же митрополита Ионы Сысоевича в 1654 году. Спустя несколько лет церковь сильно пострадала во время большого пожара, её заново отстроили в 1685-1690 годах. Это обетная церковь. В середине XVII века Ростов охватила страшная эпидемия моровой язвы - город буквально пустел дом за домом. Тогда ростовцы, обратившись к Богу, дали обет воздвигнуть храм во имя Всемилостиваго Спаса. Вскоре мор прекратился. Обет ростовцы исполнили.

http://s4.uploads.ru/sVbQ5.jpg

Ныне церковь постоянно закрыта. И её голубые купола с золотыми звёздами не в лучшем состоянии...

http://sf.uploads.ru/ISWUX.jpg

Спас на Торгу прячется в старинных торговых рядах и к Кремлю выходит лишь ее крыльцо. Зато от церкви прекрасно смотрится Успенская звонница...

http://s0.uploads.ru/hEB2v.jpg

Сверху вся Соборная площадь как на ладони. Поверх кремлёвских крыш, куполов и Одигитриевской башни где-то неподалёку блестит таинственное озеро Неро...

http://s9.uploads.ru/8EUGT.jpg

Со смотровой площадки Звонницы отлично видна надвратная Воскресенская церковь (1670 г.). Через неё можно зайти на территорию Кремля. Но тут продают только билеты на вход. Чтобы попасть на стены и посмотреть музейные экспозиции придётся пересечь двор к главному входу, где основные кассы, киоск с картами, книгами и альбомами о Ростове и прочими сувенирами.

http://s7.uploads.ru/tTnK8.jpg

Некогда это были Главные ворота в Архиерейскую резиденцию, выходящие на Соборную площадь прямо к Успенскому собору. Неслучайно подклет церкви имеет два проёма: один проездной, другой - для пеших путников. Венчает торжественные ворота красочная фреска...

http://sd.uploads.ru/nF3y7.jpg

12

Со Звоницы прекрасно видна Водяная башня Архиерейского двора. На ней тоже расположена смотровая площадка. Она чуток повыше. И само собой, тоже платная. Я затрудняюсь советовать, на какую из этих двух смотровых площадок следует подняться. Каждая имеет свои плюсы. Смотровушка Звонницы хороша верхним обзором Соборной площади, которую с Водяной башни не увидишь. Зато с башни роскошный вид на митрополичий двор, озеро Неро и самые-самые дальние углы Ростова, вплоть до далёкого Спасо-Яковлевского монастыря...

http://s5.uploads.ru/OdgjW.jpg

Спуститься со Звонницы столь же непросто, как и подняться. Поскольку лестница крайне узкая, то движение нашего брата туриста регулируется здесь самым настоящим... светофором. Если внизу в роли регулировщика выступает смотритель, дающий команду подниматься, то будучи наверху, приходится полагаться только на светофор. Горит красная лампа - ходу нет. Загорелась зелёная - будьте добры на выход! Мне и довольно-таки большой группе народу пришлось минут пять-шесть ждать заветного зелёного огонька...

http://sd.uploads.ru/UP19o.jpg

Ну а с плит Соборной площади Воскресенская церковь столь же великолепна!

http://sa.uploads.ru/4m9a5.jpg

Под вечер её стены и купола озаряет теплое заходящее солнце...

http://s8.uploads.ru/BijsM.jpg

Выходишь с Соборной площади за стены и постоянно оглядываешься, настолько пленителен этот вид...

http://sa.uploads.ru/CRVcb.jpg

http://s5.uploads.ru/0W3u5.jpg

13

Первое, что мы сделали, разместившись в гостинице "На погребах", отправились на кремлёвские стены - на те самые, по которым бегали "демоны" из "Василия Ивановича". Бегать мы не бегали, прошлись степенно. Насладились, так сказать, сполна на все 120 рублей билетика. Пройти по стенам возможно вокруг всего Кремля и, наверное, Иона Сысоевич в зимнюю стужу без надобности мог вообще не выходить во двор, находясь всё время под крышей. Кстате, весьма удобно и в проливной дождь. Сегодня для публики открыты три стены из четырех. Пройдя по ним, можно последовательно посетить все три главные церкви митрополичьей резиденции, которые - по моему убеждению, являются мастси, ибо в каждой нет ни одного квадратного сантиметра свободного от восхитительных фресок.

http://s4.uploads.ru/RsdcH.jpg

Билет покупается в кассах главного входа, расположенных в подклете церкви Иоанна Богослова, а путь на стены начинается во дворе Кремля в подклете Воскресенской церкви, ворота которой ведут на Соборную площадь к Успенскому собору и Звоннице. У крайней слева арки дежурит контролёрша, она и пропустит наверх. Поднявшись, сразу попадаешь под грандизные церковные своды с фресками, но о церквях позже, а пока просто отправимся по стенам...

Сами по себе стены ничего особенного не представляют. С одной стороны глухая стена, изредка чередуемая крошечными "бойницами", заглянув в которые, можно увидеть фрагменты города, с другой - бесконечная, открытая во двор "лоджия". Собственно, виды во двор и представляют интерес...

http://s8.uploads.ru/wFKPS.jpg

http://s2.uploads.ru/g7coX.jpg

Красные палаты с великолепным парадным крыльцом, предназначенные для царя, если ему взбредёт в голову навестить Ростов и митрополита. Сейчас тут некоторые из музейных экспозиций, а также ресторан. И туалет, кстате, тоже здесь - аккурат за крыльцом. Двор кишит народом. У пруда позируют девицы в старинных русских одеждах, взятых напрокат. Вдоль дорожек устроились местные художники со своими ростовскими ведутами. Мамочки с колясками. Щёлкают фотоаппараты...

http://sa.uploads.ru/OjT2i.jpg

Самуилов корпус. Тут жил сам митрополит. За ним - золотая маковка церкви Спаса на Сенях, домового митрополичьего храма. За деревьями в лёгкой майской зеленоватой дымке - красное здание гостиницы "На погребах" и Водяная башня со смотровушкой наверху...

http://s9.uploads.ru/GauVH.jpg

14

В кремлёвском углу между Воскресенской церковью и церковью Иоанна Богослова разместилась самая нарядная церковь архиерейского двора - Одигитрия. Она выбивается из белоснежного ряда всех четырех других церквей резиденции. Это последняя по времени постройка внутри Кремля. В последнем десятилетии XVII века её возвёл преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф. Московское барокко так и прёт из постройки. Прёт, надо сказать, весьма симпатично. Сейчас тут дирекция и одна из музейных экспозиций...

http://sg.uploads.ru/OUqxZ.jpg

После Одигитрии стена делает поворот к церкви Иоанна Богослова с её пятью тёмно-зелёными маковками. Звонница церкви маленькая, она приютилась возле церкви прямо на стене. Для желающих на ней могут провести индивидуальную экскурсию с индивидуальным колокольным звоном вне расписания. Увы, чертовски дорого. Но сам-то звон бесплатный )) и маленький концерт слышен со двора просто отлично!

http://s4.uploads.ru/eDp97.jpg

Гуляем дальше...

http://s7.uploads.ru/5OKCV.jpg

http://s9.uploads.ru/vVHNK.jpg

Это мы дошли до церкви Григория Богослова, которая стоит в Монастырском саду. Со стен в галерею к ней ведёт нарядная дверь, но она закрыта - церковь недоступна для посещения.

http://sg.uploads.ru/2Ybvp.jpg

15

На последнем повороте стены, ведущем в церковь Спаса на Сенях, открывается прекрасный вид на церковь Иоанна Богослова с другой стороны. Это задворки Красной палаты...

http://sh.uploads.ru/hpAej.jpg

На этом участке стена открыта в обе стороны и отсюда открывается вид не только во двор, но и на обширный Монастырский сад...

http://s8.uploads.ru/YHpM2.jpg

В Палатке Митрополичьего сада сейчас крошечная кафешка, тут можно попить чайку. За стенами сада - синяя гладь озера Неро...

http://s3.uploads.ru/7SawC.jpg

В Монастырском саду зеленеют купола церкви Григория Богослова...

http://sg.uploads.ru/XLIkH.jpg

Наконец, с этой стены можно полюбоваться не менее интересными видами на двор...

http://s0.uploads.ru/LZBH2.jpg

Купола, купола, купола. Пиршество глазу...

http://s8.uploads.ru/0P4v9.jpg

Всё, пришли. Дальше по стенам ходу нет. После осмотра церкви Спаса на Сенях остаётся лишь спуститься снова во двор. Чтобы увидеть "демонов" крыши... ))

http://s5.uploads.ru/Kg4SO.jpg

16

Церковь Воскресения Христова

Итак, Воскресенская церковь, или церковь Воскресения Христова. Поставлена над северными Святыми воротами. 1670 года. Трехэтажная. Собственно, сама церковь расположена на 3-м этаже. Архитектор неизвестен, но считается, что церковь отражает в своём облике личные вкусы митрополита Ионы. Вкус у Ионы Сысоевича, признаем, был отменный.

http://sf.uploads.ru/p8rho.jpg

План церкви из альбома "Памятники древняго русского зодчества, снятые съ натуры и представленные въ планах, фасадахъ, разрезахъ, съ замечательными деталями украшенiй каменной высечки и живописи. По Высочайшему повелению составлены и изданы при Московскомъ дворцовомъ архитектурномъ училище подъ руководствомъ директора, профессора архитектуры Императорской академiи художествъ Федора Рихтера в 1850 году".

http://se.uploads.ru/og4Xf.jpg

Из плана видно, что церковь представляет собой строгий прямоугольник, разделённый на две части: церковь с высоко поднятым на несколько ступеней над уровнем пола помостом (т.н. солея) с двумя клиросами по бокам и закрытой для публики алтарной части. Традиционного для русских церквей деревянного, сверкающего золотом иконостаса в Воскресенской церкви нет. Нет и икон. Роль иконостаса выполняет каменная стена, сплошь покрытая церковной живописью. Впрочем, абсолютно всё остальное внутреннее пространство церкви тоже покрыто фресками. Вокруг церкви с трёх сторон идёт галерея, стены которой также украшены фресками.

Высоко-высоко в стенах прорублены довольно-таки большие окна, сквозь которые в церковь льются потоки света. В солнечный день в церкви светло и ничто не мешает созерцать фрески. Фотографировать можно без вспышки свободно. Росписи храма датируются 1675 годом. Расписывали ярославцы, среди них - Дмитрий Григорьев. В реестрах Оружейной палаты он значился живописцем первой статьи. Купол, как считается, расписывал сам Гурий Никитин - гуру "стенного писания" конца XVII века. Вот любой из нас - навскидку, назовёт с десяток итальянцев, расписывавших итальянские церкви в далёкие средние века. Первоклассные живописцы, бесспорно. Но знаем ли мы своих, окромя великой троицы в лице Рублёва, Грека да Дионисия? Упрёк адресую прежде всего самому себе, увы... А ведь эта исконно русская средневековая живопись не менее грандиозна и величава.

http://s5.uploads.ru/9JutV.jpg

Высоко-высоко в полусводе над каменным расписным иконостасом - распятый Христос...

http://se.uploads.ru/hWKCb.jpg

Свод...

http://se.uploads.ru/nBc5N.jpg

Очень красивы окна с простыми витражами, здесь художники тоже постарались на славу...

http://se.uploads.ru/Fndob.jpg

Солея. В четыре ступени...

http://se.uploads.ru/chSCD.jpg

Вход в алтарь обрамлён аркадой с короткими золочеными колоннами. Он, к сожалению, задернут шторой. Так что невозможно проверить, действительно ли тут наблюдается эффект "Театро Олимпико" из Виченцы. В книжках пишут: "Перед царскими дверями две колонны образуют портик-киворий, которому в алтаре, в средней апсиде, отвечает второй портик-киворий - место митрополита. Когда открыты царские двери, создается впечатление, что до места митрополита идёт торжественная золотая колоннада. Такая организация интерьера является особенностью ростовских памятников и нигде более не повторяется".

http://s2.uploads.ru/EknXR.jpg

17

Тематически фрески Воскресенской церкви делятся на 4 цикла. Главный цикл, посвященный земной жизни Христа (церковь ведь посвящена ему), размещён на своде и трёх стенах храма. Алтарь отражает литургическое таинство христианства. Откосы окон повествуют о святых и преподобных. За библейскими мифами и представлениями об апокалипсисе следует идти в галереи. "Рассказ о земной жизни Христа размещен в пяти ярусах. Он начинается в верхнем ярусе южной стены, идет лентой по южной, западной и северной стенам до иконостаса и продолжается снова во втором ярусе южной стены и далее в третьем, четвертом и в пятом нижнем ярусе заканчивается. <...> Основой духовной жизни русских людей XVII века и почти единственным средством познания мира была религия. Она объясняла им происхождение жизни на земле, происхождение других миров, она регулировала нравственные отношения, она освещала и утверждала господство и эксплуатацию, всесильность божественного начала." Тем не менее окружающий мир не мог не прорываться и в чисто церковную живопись. Современному невоцерквлённому человеку сложно разобраться в сюжетах древних фресок, многие из них остаются непонятными, но тем интереснее рассматривать их, вылавливая всевозможные детали...

Эх, хороша люстра... Полюбовались? А теперь переведём взгляд чуть ниже люстры, на заднюю стену к колонне справа. Увидим знакомый сюжет...

http://se.uploads.ru/JEnPa.jpg

Пилат умывает руки. Струится вода из кувшина. На здешних фресках мебель чрезвычайно резная...

http://s9.uploads.ru/vRKxF.jpg

А вот сцена распятия Христа...

http://se.uploads.ru/RGVCt.jpg

Всё внимание, конечно, христовым мукам. Один из стражников колет Иисуса острой пикой, другие с насмешкой тычут в него пальцами, ну а третьи... До Христа им нет никакого дела. Присев в сторонке, они, увлечённо жестикулируя, играют... в кости! Можно даже разглядеть костяшки: летят тройка и четверка. Кому из алчной троицы достанется одежда распятого Христа?

http://sd.uploads.ru/4UGd5.jpg

А как декоративен орнамент, обрамляющий сцену. Внизу, у самого пола, церковь убрана нарисованными полотенцами с райскими птицами...

http://s2.uploads.ru/fmhiU.jpg

18

По улочкам города Христос тащит свой Крест. Впереди - Голгофа. Двух разбойников, которых распнут вместе с Христом, гонит вверх на гору стражник. Свистят плети. Сколько ожесточения! Женщины следуют за Христом, оплакивая его...

http://sa.uploads.ru/qJKaR.jpg

Военный Совет? Пока одни спорят, чертя на столе схемы, другие - устав, отложили щиты и прилегли отдохнуть...

http://sd.uploads.ru/jVdSp.jpg

Прибытие Христа с апостолами на проповедь. Парус спущен, лодка вот-вот причалит, сын Божий готовится сойти на берег, где его уже встречает толпа местных жителей, пришедшая из белокаменного города неподалеку...

http://s2.uploads.ru/QKycb.jpg

Трапеза. Что едят - мы не видим. Видим, что пьют. Слева подливают, справа поднимают. Кто-то уже свалился под стол...

http://sf.uploads.ru/tb0l8.jpg

19

Галереи вокруг церкви...

http://s1.uploads.ru/SFKAY.jpg

Праведники спешат на Небеса, карабкаясь по прозаической лестнице. Их страхуют парящие вокруг ангелы...

http://sd.uploads.ru/PATMZ.jpg

Грешникам путь на Небеса заказан. Ими радостно занимаются драконы, змии и черти. Клокочет пламя. Невезунчики корчатся в смертных муках в жарком кроваво-красном киселе...

http://s4.uploads.ru/cu5fP.jpg

Кто ещё низвергнется в Ад? Христос на троне решает судьбу каждого. Бесконечная очередь бестелесных душ, похожих на "зелёных" белых человечеков, выстроилась в ожидании праведного Суда. Ангел бесстрастно докладывает биографию...

http://s4.uploads.ru/M9qD5.jpg

20

Судьба народов, городов и стран в руках Божьих. Одним - процветание...

http://s0.uploads.ru/y7teN.jpg

Другим - разрушение!

http://s8.uploads.ru/Mv6bw.jpg

Спасутся немногие. Ной уже хлопочет у своего Ковчега, гонит земную живность на корабль...

http://sg.uploads.ru/tU7cS.jpg

Каждой твари по паре и только слону слонихи не нашлось...

http://s9.uploads.ru/RHhrA.jpg

Читать сию занимательную историю на стенах галереи Воскресенской церкви можно бесконечно. Но книжко захлопнута и птичек торопит нас на стены - в церковь Иоанна Богослова, где нас ждут не менее захватывающие истории...

http://s0.uploads.ru/Yg8uQ.jpg


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Ростов Великий: три дня на берегу Неро