Третий путь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Ростов Великий: три дня на берегу Неро


Ростов Великий: три дня на берегу Неро

Сообщений 21 страница 30 из 42

21

Церковь Иоанна Богослова

Стройная церковь Иоанна Богослова с пятью темно-зелёными маковками, своими парадными воротами выходящая на бывший московский тракт, выстроена Ионой Сысоевичем в 1683 году. Храм стоит на высоком подклете. Справа "коленом" находится проезд, а слева - крылечко со столбами-кубышками. Крылечко добавили в конце XIX века, так что раньше при Ионе в церковь - как и мы cейчас, видимо, попадали с галереи.

http://s1.uploads.ru/8OPS9.jpg

Галереи церкви тематически посвящены апостолам, но, к сожалению, за века они понесли большие утраты живописи на сводах и стенах...

http://sf.uploads.ru/nLGCN.jpg

Зато прекрасно сохранились великолепные входные порталы. Причём, ни в одной другой церкви кремля нет порталов с такой изысканной декоративностью. Они настолько красочны, что мы зависли возле них надолго....

http://s5.uploads.ru/eg2QG.jpg

Вроде бы ничего особенного - просто тесаный раскрашенный кирпич, даже не резьба, но они прекрасны. И даже поблекшие краски не снижают впечатления.

http://s1.uploads.ru/CEcAl.jpg

http://s7.uploads.ru/1XUBF.jpg

22

Внутри церковь более компактная, нежели Воскресенская. Эдакий квадрат с безумно вытянутым вверх пространством. Опять же, никакого деревянного иконостаса, только фрески по камню. Авторство живописи приписывается Дмитрию Григорьеву с артелью. Шесть поясов стенописи. Три сюжета. Верхние два яруса посвящены Христу. Следующие три - Иоанну Богослову. И нижний шестой - жизнеописанию Авраамия Ростовского. На своде - мифы из жизни Богоматери и Христа.

http://s2.uploads.ru/HgOVS.jpg

http://se.uploads.ru/DdlL1.jpg

Изображение Христа привлекает внимание резным троном и хорошо известной четверкой представителей богословской фауны по углам.

http://s3.uploads.ru/RSIe7.jpg

Мадонна с младенцем восседает на ещё более вычурном кресле. Кстати, по Мадонне не стреляли и многочисленные дырочки на стенах этой и всех прочих кремлёвских ростовских (и ярославских) церквей не имеют никакого отношения к пальбе. Это шляпки железных гвоздей с облупившейся вокруг них штукатуркой. Древние мастера забивали гвозди для того, чтобы штукатурка лучше держалась. Но они не учли эффект "зима/лето". Зимой гвозди- охлаждаясь, сжимались, летом - нагреваясь, увеличивались и со временем это и привело к сему печальному облупливанию. Современные реставраторы пытаются сейчас по возможности заменять железные гвозди керамическими...

http://s1.uploads.ru/Ly0ab.jpg

В церкви восемь окон и она прекрасно освещена. В солнечный день краски играют, а на полу лежат мазки света...

http://sh.uploads.ru/TcKAD.jpg

В храме можно найти прекрасные образцы древнерусского орнамента и письма...

http://s8.uploads.ru/vTR0o.jpg

23

Но куда больше в церкви интересны некоторые картинки, явно вдохновившие некогда "Наше всё"... ))

Ветер на море гуляет.
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

http://s7.uploads.ru/xcJY5.jpg

Впрочем, этот "шёпот старины болтливой" к Александру Сергеевичу отношения не имеет. На картинко изображён эпизод из приключений Иоанна Богослова. Иоанн с Прохором отправились на остров Патмос и попали в шторм. Утлое судёнышко под андреевским флагом на всех парусах мчится по бурному морю. Вокруг лодки бушуют высокие волны. Кормчий изо всех сил налегает на весло, пытаясь удержать кораблик на плаву. Один из пассажиров упал за борт и судьба его незавидна - отец, что припал к борту, сыну помочь не сможет...

Ещё более любопытные картинки можно найти в жизнеописании Авраамия Ростовского. С какой стати местный святой, живший в хижине на берегу озера Неро где-то в XII веке, удостоился целого красочного цикла в церкви, посвященной Иоанну Богослову? Потому что у него была встреча с Иоанном. Времена были дикие. Местные жители-язычники поклонялись страшному каменному идолу Велесу и совсем не слушали Авраамия в его попытках обратить их в христианство. И тут, гуляя за Ростовом по местным топям, Авраамий у речки Ишна и повстречал Иоанна, который, видимо, решил прийти ему на помощь. Иоанн вручил Авраамию тонкий жезл с крестом на конце...

http://s5.uploads.ru/F8tdA.jpg

По соседству с картиной этой судьбоносной встречи изображён и финал: Авраамий явился в Ростов и с помощью подаренного жезла низверг Велеса. Вот обнажённый идол ещё величественно стоит на высоком пьедестале под сенью из резного камня , а вот бац! - и только груда жалких каменных осколков на земле...

http://s5.uploads.ru/RLuoU.jpg

24

Помимо победы над языческим божеством, Авраамий прославился и неустанной борьбой с чертями, которые строили ему свои козни с какой-то прямо-таки маниакальной страстью...

http://sg.uploads.ru/qs57w.jpg

Один из чертей забрался в кувшин, который Авраамий использовал утром для умывания. Обнаружив чертёнка в сосуде, благоверный накрыл его крестом. И там нечисть мучалась несколько дней, пока к святому в гости не явился ростовский князь и, сам того не ведая, заинтересовавшись крестом, снял его с кувшина. Чертёнок, учуяв свободу, выпорхнул оттуда чёрным дымом и улетел из кельи. Переодевшись в воина, чёрт явился во Владимир в терем к князю и возвёл напраслину на святого: дескать тот утаил от князя богатый клад. Князь был разгневан и велел немедленно доставить Авраамия на суд свой. Одна из фресок как раз и рисует сцену препровождения Авраамия во Владимир...

http://s8.uploads.ru/pPbDA.jpg

Даже лошадь Авраамия чует беду - плетётся кое-как, понуро опустив морду к земле. Чуть позади святого чутко бдит стражник, а молодой служка бесцеремонно поучает Авраамия, назидательно подняв палец. Служка очень собою доволен. И его конь тоже - гарцует, как на параде. На этом можно было бы и поставить точку в описании картинко, но следует присмотреться к обуви персонажей.

http://sf.uploads.ru/T4iW7.jpg

На ногах служки мужские сапоги, а вот на Авраамии - женские, с каблучком. Женская обувь на ногах мужчины - это намёк на блуд. Даже в этом чёрт оклеветал Авраамия. Сбылось пророчество черта, который, улетая из кувшина, сказал Авраамию со злостью: "Да будешь ты посажен на пегую ослицу без седла, обутый в женские красные сандалии, и другого прочего зла много причиню тебе за то зло, которое я принял от тебя». Так в Житии, но художник чуть отступил от сказания, оставив Авраамию лошадко и заменив сандалии на сапожки. Впрочем, всё в итоге будет хорошо. На суде Авраамий изобличит чёрта, князь усовестится, будет просить прощения и отпустит его обратно с почётом...

25

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Сенях

Церковь Спаса на Сенях - самая неприметная в кремлёвском дворе. Она стоит на высоком подклете и прячется за Самуиловым корпусом, в котором размещались митрополичьи покои, и на гульбище перед храмом ведёт широкая лестница. Это была домовая церковь митрополита. Церковь одноглавая и её маковка - единственная средь прочих кремлёвских крыта сусальным золотом. В погожий день она прямо-таки сверкает в голубом небе...

http://sd.uploads.ru/C3P0p.jpg

Вот таким Спас на Сенях предстаёт со смотровой площадки Водяной башни. Именно отсюда храм виден наилучшим образом. Может возникнуть вопрос - почему церковь называется "на Сенях"? Потому что площадка (или гульбище) перед церковью и служила сенями - открытыми сенями. Они объединяли Митрополичьи палаты, церковь и Белую палату - трапезную, предназначенную для пышных приёмов Ионы. Некогда гульбище было покрыто чугунными плитами.

http://s4.uploads.ru/cy6nq.jpg

Войти в церковь можно с гульбища через массивные сени с эффектными пузатыми кубышками. Мне нравится их пошарпанность. Чувствуется древность...

http://s7.uploads.ru/sjzd0.jpg

Построен Спас на Сенях в 1675 году. Освятил его сам митрополит Иона. Подобно Воскресенской церкви внутреннее пространство делится на 2 части: на скрытый от глаз алтарь за царскими вратами и собственно церковь с высоко поднятой солеёй с золоченной колоннадой перед уже традиционно каменным иконстасом. Подобно уже виденным церквям внутри Спас тоже сверху донизу во фресках. Расписывали храм Дмитрий Григорьев, Константин и Василий Ананьины, Логин Сидоров, Ермола Федоров, Тимофей Федотов, Федор Савин, Андреян Иванов, Семен Козлов и Карп Михайлов. Иона вызвал их из Ярославля, где они должны были расписывать храм Николы Мокрого -  чем сорвал все планы ктитора ярославской церкви, купца Семена Лузина. Купец по сему случаю отбил царю челобитную на Иону. Благодаря этой жалобе и стали известны имена живописцев Спаса.

http://s2.uploads.ru/f8PX0.jpg

http://se.uploads.ru/XvRfy.jpg

26

Золоченные царские врата ведут в закрытую от публики алтарную часть...

http://s5.uploads.ru/mEKOa.jpg

Своды...

http://s2.uploads.ru/sSbrG.jpg

http://s1.uploads.ru/YRGsV.jpg

Вход Господень в Иерусалим в Вербное воскресенье. По канону Христос должен восседать на осле, но в Спасе он едет на коне. Конь, конечно, красава - в яблоках, но это сильно не вяжется с традицией. Ибо на Востоке во времена Христа бытовало правило: если входишь в город на осле, значит идёшь с миром, а вот коли на коне - то с войной. Христос шёл в Иерусалим с миром. Вообще-то на Руси об этом знали, потому что на многих древних иконах Христос седлает именно осла, но почему-то у Ионы было иное видение. Приветствующий Христа народ расстилает перед ним дорогие одежды и бросает под ноги коня пальмовые ветви. Хотя пальм на Руси отродясь не было, тут художники почему-то не решились отступить от легенды и заменить пальму на вербу...

http://s0.uploads.ru/Xt3OT.jpg

Справа от входа в церковь находится роспись с хорошо известным сюжетом - Распятие.

http://sf.uploads.ru/8nYpH.jpg

http://sd.uploads.ru/XVbWY.jpg

Ба! Наши старые знакомые! Троица воинов и в Спасе развлекается игрой в кости! Но на сей раз летят две четвёрки...

http://s0.uploads.ru/9L1zh.jpg

27

И тут Пилат умывает руки...

http://s0.uploads.ru/lPScL.jpg

Иуда возвращает первосвященникам свои 30 сребренников ...

http://sa.uploads.ru/msXox.jpg

Так называемое Ласкание младенца Анной и Иоакимом. У Марии такое взрослое личико. Но, кажется, она довольна, улыбается...

http://sd.uploads.ru/EOpn3.jpg

Иоанн - такой растрёпа! ))

http://s1.uploads.ru/JHpkS.jpg

Обращают на себя внимание красочные одежды римских воинов, которые так похожи на витязей из сказок Пушкина. Бравый командир лихо растопырил локти, словно готовится пойти вприсядку. )) Солдатууушки, браво, ребятууушки!  :whistle:

http://sa.uploads.ru/5Ti2k.jpg

Штаны в цветочек... И никаких косых взглядов! ))

http://s2.uploads.ru/oXje6.jpg

Впрочем, были в ходу штаны и в полосочку, и однотонные...

http://s1.uploads.ru/HmekU.jpg

28

Но самое, на мой взгляд, красочное действо, разворачивающееся в Спасе на Сенях, находится на стене напротив алтаря. Всё это обширное пространство - снизу доверху, занято фреской Страшный суд. Поскольку на солею зайти нельзя, сфотографировать стену целиком не представляется возможным. Сверху - как и положено, Христос во славе. Восседает на радуге. Над головой - парит голубь, Дух святой. Правой рукой Христос благословляет праведников, для грешников им в левой руке приготовлен меч. К Христу припадают Богоматерь и Иоанн Предтеча - просят за род людской. Перед сыном Божьим у престола с крестом и раскрытым Евангелием - Адам и Ева. Из уважения к Божьему суду явились одетыми. )) Чуть ниже невесть откуда возникает огромная рука Божия с весами.

Христос вершит суд. Мы видим это зримо. Судят молодого парня. Он почти наг. Он понимает драму момента, сложил руки, кается. Справа множество чертей хватается за чашу Зла, стараясь перетянуть её к себе. Но, похоже, им придётся остаться с носом. Ангел кладёт на чашу Добра белый платок и весы беспристрастно показывают, что добрых дел парень наделал поболе грешных. Он спасён и может радостно присоединиться к своим собратьям по Раю. Там его уже ждёт Пётр с ключиком.

http://s1.uploads.ru/GqgoR.jpg

А Змию с тоскливой пёсьей головою, уже приготовившемуся обвить ноги судимого и утащить его в Пекло Ада, обломилось. Ибо нефиг!

http://s1.uploads.ru/hbFe7.jpg

Если слева - все праведники, то справа - все грешники. Ад - в самом нижнем углу, где в клубах огня и дыма сидит сам Дьявол. Троица обречённых на муки вечные уже понуро шествует прямо в пламень. А кто это на коленочках у Сатаны? Это Иудушка со своими сребренниками в мешочке! ))

http://s7.uploads.ru/a5vSA.jpg

Прегрешения людские представлены наглядно по-соседству. Для особо непонятливых ещё и подписаны...

http://s6.uploads.ru/puUaE.jpg

http://s8.uploads.ru/qQOMs.jpg

http://s4.uploads.ru/GUxIB.jpg

http://sg.uploads.ru/B6m4c.jpg

29

В самом низу по центру фрески изображён круг, в котором топчатся четыре зверя. Они символизируют четыре царства, которые сменяли друг друга на земле. Семиголовое чудище с рогами - Вавилонское, белый барс с четырьмя головами - Персидское, лев с крылами - империя Александра Македонского, ну а медведь - Римское царство.

http://sd.uploads.ru/i58kv.jpg

Прямиком в Ад отправятся и всевозможные иноверцы. Прежде всего это восточный люд, изображённый в тюрбанах, и - правее, курчавые арапы в красочных халатах. Поскольку ростовцы при Ионе арапов вряд ли видели, то непонятных людей с мглистыми лицами недвусмысленно и подписали - "арапы"...

http://s1.uploads.ru/X5yRT.jpg

Ну и, конечно, наши европейские партнёры... )) По этому поводу они то ли удивлённо разводят руками, то ли радостно хлопают в ладоши... ))

http://s4.uploads.ru/dm97x.jpg

И дверка в этом сказочном справедливом мире знатная!

http://sh.uploads.ru/UXzMT.jpg

30

Церковь иконы Божией Матери «Одигитрия»

Церковь Одигитрии построена преемником Ионы Сысоевича митрополитом Иоасафом в самом конце XVI века. Это наиболее поздняя церковь в ансамбле Архиерейского двора. Московское барокко. Благодаря своей необычной раскраске под "бриллиантовый руст" - или "типа 3D", как по-модному говорят местные экскурсоводы, она смотрится крайне эффектно. В 3D Одигитрию раскрасили сильно позже Иоасафа. Церковь на втором этаже, вдоль которого проходит открытый балкон, что для церквей нестандартно. Сейчас в храме одна из музейных экспозиций, а внизу сидит дирекция. Говорят, в зелёно-салатном интерьере храма по стенам и потолку вьются какие-то необычные лепные картуши с картинами внутри, но сам я не был, врать не буду.

http://s6.uploads.ru/X6gaU.jpg

Одигитрия - это один из типов иконы Богоматери, который был и есть очень почитаем в народе. Церкви в её честь строились во многих городах и зачастую были архитектурно выше всех похвал. Достаточно вспомнить прекрасную церковь Одигитрии в Вязьме. В Ростовском кремле есть небольшая икона Одигитрия XVI века из церкви Леонтия на Заровье. Специалисты отмечают её большую схожесть с одноимённой иконой Дионисия из собора Ферапонтовского монастыря.

http://se.uploads.ru/UPApS.jpg

Самой же известной иконой Одигитрии является Смоленская икона Божьей Матери, которая, увы, была утеряна в годы последней Отечественной войны. Накануне Бородинской битвы 1812 года этой иконой обносили войска, перед нею молился Кутузов, его генералы и солдаты. Об этом эпизоде битвы эмоционально рассказал в своём роман "Война и мир" Лев Николаевич Толстой. Его можно увидеть и в киноэпопее Сергея Бондарчука по роману Толстого. Французы, со своих редутов наблюдавшие за поклонами перед иконой, только смеялись над варварством русских. Как известно, смеётся последний.

http://sd.uploads.ru/uc5wY.jpg
/ Егор Зайцев. Молебен на Бородинском поле. 1995.

В 1912 году - в 100-летие со дня Бородинской битвы, знаменитую икону принесли из Смоленска на землю легендарного сражения. В торжествах участвовал Государь император и члены августейшего семейства.

http://sg.uploads.ru/mgCAI.jpg


Вы здесь » Третий путь » Читальный зал » Ростов Великий: три дня на берегу Неро